Егор Макаревич уверен, что события 2020 года и «змагары», которые пытались перевернуть нашу страну, разбудили в белорусах уникальную черту характера славян под общим посылом «чем больше на нас давят, тем крепче мы становимся»:
— В целом вся кампания, давление и диктат в отношении нашей страны и в отношении России позволили молодежи посмотреть на вещи более открытыми глазами, объективно, под другим ракурсом. Мне искренне приятно, что, когда я приезжаю в районные центры, вижу очень много молодых патриотов. Молодые люди начали понимать: только оберегая свою страну и защищая в случае необходимости, можно сохранить ее наследие для потомков.
Но готовы ли молодые люди, ежели что, защитить свою Родину? Председатель Молодежного парламента первого созыва приводит конкретный пример: из диалоговой площадки в диалоговую площадку при обсуждении нового проекта Конституции постоянно звучал один и тот же тезис: «лишь бы не было войны».
— На Западе информация о том, что Беларусь исключает из Конституции норму о стремлении к нейтралитету, вызвала панику. А у простых белорусов — поддержку. Мы объясняли, что наша страна, которая геополитически находится в центре Европы, не может каким-то образом быть нейтральной, — рассказывает Егор Макаревич, — потому что исторически все войны и военные кампании прокатывались через нас. В этом случае нейтралитет — это что-то вроде «мимо тебя идут, а ты поднял руки и сдался». Мы не агрессоры. Мы не станем нападать. У нас нет каких-то геополитических интересов, как у наших некоторых «партнеров» вроде Польши, но мы будем обороняться. И люди тогда высказывались достаточно положительно.
Поэтому, отвечая на вопрос, готовы ли защищать, думаю, не то что готовы, а 100 процентов будут защищать. Сформировалось новое поколение белорусов, которые родились и выросли в этой стране. Для которых этот клочок земли, по сути, является самым дорогим, что у них есть.Есть, впрочем, и те, кто с началом спецоперации России в Украине массово сбежали за рубеж. Например, в Грузию. Многие успели эмигрировать (или, как сейчас модно говорить, релоцироваться) еще после событий 2020‑го. Поменялось ли что-то за два года? Председатель Молодежного парламента на данную ситуацию предлагает смотреть в разрезе регионов:
— Минск — это не вся Беларусь. То, что в Минске сегодня имеются тенденции, связанные с релокейтом или чем-то подобным, — это одно. А я вспоминаю 2020 — 2021 годы, когда в нашей столице происходили все те события. Я активно ездил с коллегами по регионам. Когда мы приехали в один из районных центров и начали обсуждать тему общественно-политической ситуации, ребята, работающие на земле, сказали: нам не до политики, у нас сейчас идет посевная, уборочная… В общем, у них масса работы. Им некогда шататься по субботам и воскресеньям по площадям и улицам. Да, к примеру, среди айтишников есть и другие тенденции. Но мне кажется, что никаких заслонов им ставить не надо: хочешь ехать — езжай. Посмотри, окунись во все это и сделай свой выбор. Я уверяю вас, 99 процентов вернется. Так как для того чтобы уехать, надо обладать уникальными компетенциями. Если ты не можешь устроиться в обществе здесь, это не значит, что, переехав за 900 или 1000 километров, ты резко станешь умным, талантливым и перспективным. Так не бывает. Месяц побудут, деньги закончатся — вернутся обратно. А вот с действительно уникальными надо работать.
Полную версию беседы смотрите на YouTube-канале «СБ ТВ».deu@sb.by