Супербыстрые зарядные комплексы и стимулирование перехода на электротранспорт: как будет развиваться сеть электрозаправочных станций

Молния под капотом

По дорогам нашей страны сейчас колесят около 4 тысяч автомобилей с зелеными номерными знаками, то есть с электрическими двигателями. Без сомнения, их количество будет только прирастать, чему способствует множество факторов: от простоты устройства мотора до отказа автопроизводителей от изготовления машин с двигателем внутреннего сгорания и ожидаемого паритета цен. Перспективность электромобилей на недавней встрече с генеральным директором ПО «Белоруснефть» отметил Президент. Глава государства также подчеркнул, что необходимо развивать сеть электрозаправочных станций, и пообещал всяческую поддержку этого направления. Тем более что с запуском в эксплуатацию БелАЭС электроэнергией страна обеспечена.

Сеть электрозаправочных станций Malanka насчитывает уже 463 объекта.

«Р» побеседовала с Андреем Котиком, заместителем генерального директора ПО «Белоруснефть», о перспективах развития сети электрозаправочных станций в стране.

На полную мощность

Дома «заправить» электромобиль можно от обычной электрической розетки с переменным током. Средний же пробег современного электрокара на одном заряде батареи составляет 300 км. Как быть, если планируется преодолеть гораздо большее расстояние? Строительство базовой инфраструктуры, которая позволит развиваться в нашей стране направлению электрификации транспорта и способствовать увеличению числа электромобилей, входит в задачи национального оператора «Белоруснефть». Им создана сеть электрозаправочных станций Malanka, которая насчитывает уже 463 объекта. И монтаж новых продолжается: к концу года предполагается эксплуатировать уже 600 станций различной мощности. Причем конструируются и выпускаются они в основном здесь же, в Беларуси, — на ОАО «Витязь» в Витебске. 

Андрей Котик

— Наши зарядные станции должны охватывать максимально возможное количество электромобилей, у которых есть необходимость заряжаться, — отмечает Андрей Котик, заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть». — Выбирая места для их размещения, мы исходим из соображений, что владелец электромобиля должен чувствовать себя комфортно и не иметь ощущения потерянного времени. Местами повышенного спроса на услуги зарядки электромобилей являются торговые центры, вокзалы, гостиницы и другие инфраструктурные объекты. Естественно, в их число входят автомагистрали — там зарядные станции размещаются на наших АЗС.
Зарядные станции мощностью от 11 до 22 кВт заряжают батарею электромобиля от 8 часов, мощностью 50 кВт — за час.



При выборе места для ЭЗС важно также понимание особенностей и стандартов зарядки. Так, существуют «медленные» зарядные станции мощностью от 11 до 22 кВт, которые заряжают батарею электромобиля от восьми часов и более. Они могут быть установлены на паркингах, возле гостиниц, в некоторых случаях в спальных районах — словом, там, где человек может надолго оставить машину. Быстрые зарядные станции способны обеспечить расстояние пробега в 300 км примерно за час, а за 5—7 минут пополнить его на 35 км. Такие станции востребованы у торговых центров, на вокзалах. 

А вот надолго задерживаться в пути электромобилисты не хотят. Поэтому на магистралях сейчас устанавливают быстрозарядные, более мощные станции.

— Если на станции постоянного тока мощностью 50 кВт у магазина или вокзала вы зарядите батарею до 300 км пробега за час, то на магистралях — за полчаса, посредством станций мощностью 120—180 кВт, — объясняет Андрей Богданович. — Мы хотим, чтобы автовладелец не испытывал дискомфорта. 

Всем хочется побыстрее

Кроме того, идет речь об увеличении пробега на одном заряде батареи. Сейчас это в среднем 300 км, а хочется, чтобы после одной, причем быстрой, «заправки» машина пробежала и 400, и 500 км. 

— Со временем станет появляться все больше супербыстрых зарядных станций, — делится планами Андрей Котик. — Первая, мощностью 350 кВт, будет установлена в следующем году на диспетчерской станции Брилевичи. И это не предел: для крупнотоннажных машин изначально предусматривалась мощность зарядки в один мегаватт. В проработке — проект по установке зарядных станций и для электробусов, а также трех супербыстрых зарядных комплексов на трассе М-1.

 
К концу года планируется эксплуатировать 600 станций различной мощности. Через несколько лет по дорогам страны может двигаться
свыше 200 тысяч электромобилей, а значит,
 электрозарядные сети будут весьма востребованы.
Андрей Богданович уверен, что через два-три года владельцы электромобилей будут проводить на пунктах получения заряда не больше времени, чем хозяева машин с двигателем внутреннего сгорания на АЗС, отлучившиеся за мороженым, а объем пробега они получат одинаковый. К слову, традиционные АЗС постепенно станут трансформироваться в супербыстрые комплексы, которые смогут предоставлять привычный нам комплекс услуг: магазин, кафе, возможность накачать колеса и прочее. 

Между тем на IV квартал текущего года запланированы поставки на рынок электромобиля «Геометрия С» белорусского производителя СЗАО «БЕЛДЖИ». Обещают, что его стоимость не будет превышать 70 тысяч рублей. Кроме того, в ближайшее время ожидается подписание указа о стимулировании внутреннего производства электромобилей. Он предусматривает, например, отмену налога на добавленную стоимость. С учетом общемировых тенденций перехода на экологичные виды транспорта и при условии принятия новых мер стимулирования эксперты прогнозируют, что к 2025 году по дорогам страны может двигаться свыше 200 тысяч электромобилей, которые будут потреблять около 450 миллионов кВт∙ч. А значит, электрозарядные сети станут весьма востребованы. 

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter