В числе достопримечательностей Каменецкого района не только известная башня и Беловежская пуща. Регион знаменит своими церквями: некоторые имеют интересную историю и с ними связаны чудеса в Великую Отечественную.
Маленький храм в селе Рожковка, как и расположенная рядом братская могила партизан, включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Иконы из огня
До войны Рожковка была большой деревней. А вот храма своего не было. Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери появилась только в конце 1942 года. Этот маленький храм, который в 2005-м был освящен в честь иконы Рожковской Божией Матери, как и расположенная рядом братская могила партизан, включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.С иереем Игорем Перковским, настоятелем двух церквей — в Рожковке и Омеленце, заходим в храм. Недавно здесь проведен внутренний ремонт. Священнослужитель обращает наше внимание на ряд икон, которые намного старше церкви:
— Они из храма Казанской Божией Матери, который стоял в пущанской деревне Белая. Оттуда немцы всех выселили в 1941 году, чтобы контролировать окрестности. В конце лета деревню сожгли и храм подожгли. Жители Рожковки в это время работали в поле. Видят — горит церковь, в которую они ходили. Как мне потом рассказала Нина Николаевна Кравчук, была у них такая боевая женщина Ольга Драчук. Она спросила у карателей, можно ли забрать святыни. Те отвечают: «Пошла отсюда вон, не то расстреляем». — «Ах, расстреляете!» Ольга — в огонь, и остальные женщины за ней. Представьте, какой это подвиг, ведь у каждой дома по 5—7 детей! Они вынесли антиминс, богослужебные сосуды, чашу, Евангелие, сняли царские врата, иконы «Тайная вечеря», Петра и Павла, Святителя Николая, «Коронация Пресвятой Богородицы», много других старых образов. Забрали домой (а потом принесли в новую церковь, все сейчас можно увидеть в Рожковке. — Прим. ред.). Когда я услышал эту историю, задумался: если ради Бога не побоялись, пошли в огонь, чтобы совершить подвиг, неужели сам Спаситель, Матерь Божия не заступятся за этих людей, чтобы они выжили в огне войны? Потому для меня чудесное спасение Рожковки вполне объяснимо.
Копали для себя могилу
За связь с партизанами и спасение советских парашютистов Рожковка подлежала уничтожению. Утром 28 сентября 1942 года из Беловежи прибыла расстрельная команда.
Церкви в Рожковке и Омеленце преображаются. И в этом большая заслуга их настоятеля иерея Игоря Перковского.
— Это была серьезная карательная операция, — рассказывает отец Игорь. — В то время в Рожковке проживало более 600 человек. Младших детей разместили в окрестных деревнях, старших отвезли в Беловежу для отправки в Германию, а на яму поставили 276 человек. Рожковцы по приказу немцев сами копали себе будущую братскую могилу. Зачитали приговор. В это время в поле садится легкомоторный самолет, немецкий офицер приостанавливает исполнение страшного приказа и улетает. Все ждут несколько часов. Он возвращается — и всех отпускают, а детей и подростков возвращают в Рожковку родителям. Мы видим в этом чудо, хотя исследователь Валерий Риппергер считает это исключительно поступком гитлеровского майора Хербста.
— Это была серьезная карательная операция, — рассказывает отец Игорь. — В то время в Рожковке проживало более 600 человек. Младших детей разместили в окрестных деревнях, старших отвезли в Беловежу для отправки в Германию, а на яму поставили 276 человек. Рожковцы по приказу немцев сами копали себе будущую братскую могилу. Зачитали приговор. В это время в поле садится легкомоторный самолет, немецкий офицер приостанавливает исполнение страшного приказа и улетает. Все ждут несколько часов. Он возвращается — и всех отпускают, а детей и подростков возвращают в Рожковку родителям. Мы видим в этом чудо, хотя исследователь Валерий Риппергер считает это исключительно поступком гитлеровского майора Хербста.
После спасения люди построили храм в благодарность Богу и Пресвятой Богородице за чудесное спасение. Примерно через месяц Хербст привез рожковцам образ Божией Матери, вырезанный из дерева и покрашенный. Внизу надпись: «28.9.1942». Барельеф, выполненный в протестантских традициях, мы увидели в левом приделе перед алтарным иконостасом. С момента освящения храма этот образ его не покидал и почитается как чудотворный.
А в правом приделе в своем киоте — канонический образ «Рожковская Спасительница». В 2008 году его создали иконописцы Александро-Невской лавры Светлана и Евгений Большаковы на доске из сосны, выросшей у могилы преподобного Серафима Вырицкого.
Колокола от Жукова
Неподалеку от Рожковки, в деревне Омеленец, стоит построенный в ретроспективно-русском стиле храм с семью куполами — Воздвижения Креста Господня. За последние годы старинная церковь преобразилась и внешне, и внутри. Отцу Игорю и прихожанам с реставрацией помогает местное хозяйство.
В старинной церкви в деревне Омеленец в последние годы идут реставрационные работы. Их проводить помогает местное хозяйство.
Настоятель объясняет, как в Омеленце появился непохожий на другие в здешней местности храм:
— В 1925 году пожар полностью уничтожил местную церковь. Было принято решение выкупить храм преподобных Сергия и Германа Валаамских на Белом озере, принадлежащий Свято-Онуфриевскому мужскому монастырю в Польше. Там были гонения на православие, и церковь закрылась. Прихожане омеленецкого прихода выкупили здание, разобрали, по железной дороге от станции Дубица довезли до станции Черемха, оттуда лошадьми — в Омеленец. 7 сентября 1930 года церковь освятили.
Сюда вернулось схороненное в Первую мировую войну добро. Дореволюционное паникадило служит в церкви до сих пор, только свечи на лампы заменили. А вот пять старинных колоколов так и не нашлись. Говорят, их вывезли в Германию.
К концу Великой Отечественной линия фронта проходила неподалеку. Как рассказывают местные жители, когда в Омеленце были советские войска, на колокольне спрятался советский радист. Враг его засек и начал бить по звоннице прямой наводкой. Рядом все разворотили, а в церковь не попали. Солдат с колокольни спустился седым…
Отец Игорь открывает оригинальным ключом «родной» замок массивной двери церкви. Внутри все преобразилось после ремонта. Сейчас обновляется иконостас. Поднимаемся на звонницу Свято-Крестовоздвиженской церкви — вся округа как на ладони. Медь на колоколах от времени окислилась и позеленела. На одном — надпись на церковнославянском, на двух других — на русском языке. Один отлит для церкви в Антополе, другой — для Грушевки. Антополь есть только в Дрогичинском районе, а вот Грушевка — популярный топоним не только в Брестской области. Судя по всему, правдива та легенда, что Жуков прислал колокола, которые гитлеровцы подготовили для вывоза в Германию…
ОТМЕНЕННЫЙ РАСТРЕЛ
Яму, которая должна была стать могилой для жителей села, со временем засыпали. На ее месте сейчас установлены два креста: один был воздвигнут жителями Рожковки в 1943 году, другой привезен иконописцами Большаковыми из Санкт-Петербурга. Сейчас это место благоустраивается.
— Это память, связанная с Великой Отечественной. Мы не имеем права предать забвению то, что было здесь, — говорит отец Игорь.
В приходе чествуются 14 августа — в честь иконы Рожковской Божией Матери, 4 ноября — в честь иконы Казанской Божией Матери. А 28 сентября каждый год проходят праздничные богослужения, молебен, после чего сельчане идут крестным ходом за деревню к месту расстрельной ямы и молитвенно вспоминают чудесное избавление от расстрела жителей деревни ходатайством Пресвятой Богородицы. В следующем году этому чуду исполнится 80 лет.
— Это память, связанная с Великой Отечественной. Мы не имеем права предать забвению то, что было здесь, — говорит отец Игорь.
В приходе чествуются 14 августа — в честь иконы Рожковской Божией Матери, 4 ноября — в честь иконы Казанской Божией Матери. А 28 сентября каждый год проходят праздничные богослужения, молебен, после чего сельчане идут крестным ходом за деревню к месту расстрельной ямы и молитвенно вспоминают чудесное избавление от расстрела жителей деревни ходатайством Пресвятой Богородицы. В следующем году этому чуду исполнится 80 лет.
kozlovich@sb.by