О чем могут рассказать сельские храмы

Молчаливые свидетели эпохи

В числе достопримечательностей Каменецкого района не только известная башня и Беловежская пуща. Регион знаменит своими церквями: некоторые имеют интересную историю и с ними связаны чудеса в Великую Отечественную.

Маленький храм в селе Рожковка, как и расположенная рядом братская могила партизан, включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Иконы из огня

До войны Рожковка была большой деревней. А вот храма своего не было. Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери появилась только в конце 1942 года. Этот маленький храм, который в 2005-м был освящен в честь иконы Рожковской Божией Матери, как и расположенная рядом братская могила партизан, включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

С иереем Игорем Перковским, настоятелем двух церквей — в Рожковке и Омеленце, заходим в храм. Недавно здесь проведен внутренний ремонт. Священнослужитель обращает наше внимание на ряд икон, которые намного старше церкви:

— Они из храма Казанской Божией Матери, который стоял в пущанской деревне Белая. Оттуда немцы всех выселили в 1941 году, чтобы контролировать окрестности. В конце лета деревню сожгли и храм подожгли. Жители Рожковки в это время работали в поле. Видят — горит церковь, в которую они ходили. Как мне потом рассказала Нина Николаевна Кравчук, была у них такая боевая женщина Ольга Драчук. Она спросила у карателей, можно ли забрать святыни. Те отвечают: «Пошла отсюда вон, не то расстреляем». — «Ах, расстреляете!» Ольга — в огонь, и остальные женщины за ней. Представьте, какой это подвиг, ведь у каждой дома по 5—7 детей! Они вынесли антиминс, богослужебные сосуды, чашу, Евангелие, сняли царские врата, иконы «Тайная вечеря», Петра и Павла, Святителя Николая, «Коронация Пресвятой Богородицы», много других старых образов. Забрали домой (а потом принесли в новую церковь, все сейчас можно увидеть в Рожковке. — Прим. ред.). Когда я услышал эту историю, задумался: если ради Бога не побоялись, пошли в огонь, чтобы совершить подвиг, неужели сам Спаситель, Матерь Божия не заступятся за этих людей, чтобы они выжили в огне войны? Потому для меня чудесное спасение Рожковки вполне объяснимо.

Копали для себя могилу

За связь с партизанами и спасение советских парашютистов Рожковка подлежала уничтожению. Утром 28 сентября 1942 года из Беловежи прибыла расстрельная команда.

Церкви в Рожковке и Омеленце преображаются. И в этом большая заслуга их настоятеля иерея Игоря Перковского.

— Это была серьезная карательная операция, — рассказывает отец Игорь. — В то время в Рожковке проживало более 600 человек. Младших детей разместили в окрестных деревнях, старших отвезли в Беловежу для отправки в Германию, а на яму поставили 276 человек. Рожковцы по приказу немцев сами копали себе будущую братскую могилу. Зачитали приговор. В это время в поле садится легкомоторный самолет, немецкий офицер приостанавливает исполнение страшного приказа и улетает. Все ждут несколько часов. Он возвращается — и всех отпускают, а детей и подростков возвращают в Рожковку родителям. Мы видим в этом чудо, хотя исследователь Валерий Риппергер считает это исключительно поступком гитлеровского майора Хербста.

После спасения люди построили храм в благодарность Богу и Пресвятой Богородице за чудесное спасение. Примерно через месяц Хербст привез рожковцам образ Божией Матери, вырезанный из дерева и покрашенный. Внизу надпись: «28.9.1942». Барельеф, выполненный в протестантских традициях, мы увидели в левом приделе перед алтарным иконостасом. С момента освящения храма этот образ его не покидал и почитается как чудотворный.

А в правом приделе в своем киоте — канонический образ «Рожковская Спасительница». В 2008 году его создали иконописцы Александро-Невской лавры Светлана и Евгений Большаковы на доске из сосны, выросшей у могилы преподобного Серафима Вырицкого.

Колокола от Жукова

Неподалеку от Рожковки, в деревне Омеленец, стоит построенный в ретроспективно-русском стиле храм с семью куполами — Воздвижения Креста Господня. За последние годы старинная церковь преобразилась и внешне, и внутри. Отцу Игорю и прихожанам с реставрацией помогает местное хозяйство.

В старинной церкви в деревне Омеленец в последние годы идут реставрационные работы. Их проводить помогает местное хозяйство.

Настоятель объясняет, как в Омеленце появился непохожий на другие в здешней местности храм:

— В 1925 году пожар полностью уничтожил местную церковь. Было принято решение выкупить храм преподобных Сергия и Германа Валаамских на Белом озере, принадлежащий Свято-Онуфриевскому мужскому монастырю в Польше. Там были гонения на православие, и церковь закрылась. Прихожане омеленецкого прихода выкупили здание, разобрали, по железной дороге от станции Дубица довезли до станции Черемха, оттуда лошадьми — в Омеленец. 7 сентября 1930 года церковь освятили.

Сюда вернулось схороненное в Первую мировую войну добро. Дореволюционное паникадило служит в церкви до сих пор, только свечи на лампы заменили. А вот пять старинных колоколов так и не нашлись. Говорят, их вывезли в Германию.  

К концу Великой Отечественной линия фронта проходила неподалеку. Как рассказывают местные жители, когда в Омеленце были советские вой­ска, на колокольне спрятался советский радист. Враг его засек и начал бить по звоннице прямой наводкой. Рядом все разворотили, а в церковь не попали. Солдат с колокольни спустился седым…


— Прихожане вязали носки и рукавицы и передавали их вместе с продуктами солдатам. Писали: «На фронт, Жукову», — рассказывает отец Игорь. — В 1945 году настоятель храма Евгений Мисюк (позже батюшка был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». — Прим. ред.) попросил у маршала Жукова помощи в приобретении колоколов для храма. И вправду через несколько недель солдаты привезли в Омеленец и помогли установить три колокола от маршала. Мы называем их «жуковскими».

Отец Игорь открывает оригинальным ключом «родной» замок массивной двери церкви. Внутри все преобразилось после ремонта. Сейчас обновляется иконостас. Поднимаемся на звонницу Свято-Крестовоздвиженской церкви — вся округа как на ладони. Медь на колоколах от времени окислилась и позеленела. На одном — надпись на церковнославянском, на двух других — на русском языке. Один отлит для церкви в Антополе, другой — для Грушевки. Антополь есть только в Дрогичинском районе, а вот Грушевка — популярный топоним не только в Брестской области. Судя по всему, правдива та легенда, что Жуков прислал колокола, которые гитлеровцы подготовили для вывоза в Германию…

ОТМЕНЕННЫЙ РАСТРЕЛ


Яму, которая должна была стать могилой для жителей села, со временем засыпали. На ее месте сейчас установлены два креста: один был воздвигнут жителями Рожковки в 1943 году, другой привезен иконописцами Большаковыми из Санкт-Петербурга. Сейчас это место благоустраивается.

— Это память, связанная с Великой Отечественной. Мы не имеем права предать забвению то, что было здесь, — говорит отец Игорь.

В приходе чествуются 14 августа — в честь иконы Рожковской Божией Матери, 4 ноября — в честь иконы Казанской Божией Матери. А 28 сентября каждый год проходят праздничные богослужения, молебен, после чего сельчане идут крестным ходом за деревню к месту расстрельной ямы и молитвенно вспоминают чудесное избавление от расстрела жителей деревни ходатайством Пресвятой Богородицы. В следующем году этому чуду исполнится 80 лет.

kozlovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter