Пошивом одежды у нас занято более 1.200 малых и средних предприятий.
Сегодня в стране 1.800 частных малых и средних предприятий занимаются изготовлением различной продукции из текстиля и кожи, приводит данные официальной статистики директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Петр Арушаньянц:
— Более 1.200 из них занимаются пошивом одежды — те самые белорусские бренды. Это целая отрасль, серьезная индустрия. Причем более двух третей этих предприятий — региональные бизнесы. Сейчас подготовлен проект декрета о развитии предпринимательства, и один из видов деятельности, попадающий под либерализацию, это изготовление одежды. Таким образом, институциональные условия для развития данной сферы у нас уже сформированы. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы принять практические меры, дающие импульс развитию отрасли. Это и финансовая поддержка частного бизнеса, и информационная, и создание площадок, где предприниматели могут встречаться, обмениваться опытом за счет контактно–кооперационных бирж. Все эти меры практически воплощены в пределах Недели моды в Беларуси.
Неделя моды — в первую очередь бизнес. И только потом — эффектное шоу.
Красивое шоу — только внешняя сторона, в реальности любая Неделя моды нацелена именно на бизнес. Грядущий форум, по прикидкам организаторов, должен собрать около 15 тысяч человек, и речь не о зеваках, а о профессионалах на рынке моды: дизайнерах, производственниках, закупщиках, компаниях, занимающихся продвижением и рекламой. Не секрет, что большая часть белорусских предпринимателей — производителей одежды ориентирована на экспорт. На огромном российском рынке лейбл «Сделано в Беларуси» давно стал синонимом качества, есть дизайнеры, с успехом работающие и на западных рынках, как Алена Горецкая. Однако в Министерстве экономики видят необходимость переориентации предпринимателей на отечественного потребителя:
— Авторская одежда, соответствующая самым сложным европейским требованиям и вкусам, может быть предоставлена и белорусскому потребителю, — убежден Петр Арушаньянц. — Есть потенциал для увеличения производства. Мощности частных предприятий позволяют обеспечить продукцией не только Беларусь, но еще две страны размером с нашу.
Белорусские дизайнеры едва не упустили свой родной рынок, который начали занимать крупные европейские ретейлеры, подтверждает председатель Белорусской палаты моды, руководитель Belarus Fashion Week Янина Гончарова:
— 5 лет назад те, кто открывал свои монобрендовые магазины в Беларуси, говорили: «Янина, все бесполезно, ничего не получится, здесь никогда не будет моды, не будет дизайнеров, мы все сосредоточены на рынках за пределами страны». И уже спустя пару лет мне было приятно услышать от этих же людей, что наш потребитель готов покупать! Белорусская мода сегодня абсолютно конкурентоспособна по стилистическим характеристикам, она соответствует мировым трендам. В представлениях многих людей мода — это нечто непонятное, неносибельное. Но сегодня все, что показывают на нашем подиуме, — не авангард, не фантазия дизайнеров, а то, что реально будут носить в следующем году.
Если конкретнее — коллекции сезона весна/лето–2018 года, которые мы вот–вот увидим на BFW, в мастерских и дизайнерских бюро уже готовы: разработано по 50 — 70 полных образов, которые потом пустят в массовое производство, конечно, ориентируясь на запросы закупщиков и товароведов.
Разумеется, чаще всего на нехватку средств для увеличения объемов производства и недостаток поддержки жалуются молодые дизайнеры, и не все они могут позволить себе брать кредиты. Янина Гончарова напоминает:
— С первого сезона Недели моды мы проводим различные конкурсы, организуем грантовые программы, и главным призом всегда было трудоустройство на предприятия легкой промышленности для создания коллекции. Но, исходя из моего личного опыта, нужно очень избирательно подходить к выбору тех, кому оказываешь помощь. Работая с молодежью более 10 лет, я примерно понимаю, когда какой проект сдуется. Иногда продавать красивые платьишки — временное занятие, пока девушка не вышла удачно замуж и не пошла в декрет. Дизайнер, понимающий, что для него это дело жизни, идет в фонд поддержки малого предпринимательства, в международные компании, проекты, ищет стажировку, трудоустраивается на «Элему», нарабатывает опыт и трудится над тем, чтобы стать брендом. Потому что просто так вложить деньги в творческое самохваление ни у одного бизнесмена не будет желания.
Добавим, что мода, существующая отвлеченно как некий арт–объект, к серьезному бизнесу отношения не имеет.
ovsepyan@sb.by