Разбираем, почему белорусскую одежду ценят не только в стране, но и зарубежом

Мода на свое

Белорусская одежда — бренд, который ценят как внутри страны, так и за рубежом. В чем секрет успеха?

Чем питаться и во что одеваться — ключевые потребности каждого человека. Однако в современном мире не все государства способны закрыть их самостоятельно. Беларусь, пройдя через непростой период 1990-х годов, сегодня славится как своей пищевой промышленностью, так и легкой. Но если про отечественные колбасы и сыры мы знаем достаточно много, то преимущества белорусской одежды перед импортной очевидны пока не всем. Чтобы расставить все точки над «i» в этом вопросе, корреспондент «НГ» прогулялась по столичным универмагам с профессионалом.


Для всех и каждого 

Хорошая одежда начинается с качественных материалов.

И они у нас есть, — утверждает заведующий Центром компетенций современных технологий в швейном производстве Минского государственного колледжа индустрии моды Ольга Шавнева, приглашая проследовать за ней к стеллажам с разноцветными отрезами ткани. — Посмотрите, какая богатая колористика. Но главное — состав, где натуральные волокна сочетаются с синтетическими в грамотных пропорциях.

Ольга Шавнева.

Ткани и трикотажные полотна, состоящие из натуральных волокон, имеют не только ряд достоинств, связанных прежде всего с гигиеническими свойствами и комфортом при носке, но и ряд недостатков. Так, они в большей мере подвержены износу, мнутся, могут быстрее терять цвет, иногда достаточно сложны в уходе. С другой стороны, чистая синтетика тоже не безупречна — она не в состоянии обеспечить необходимые гигиенические свойства одежды, электризуется и пилингуется.

— Белорусские предприятия умеют соблюсти баланс «красиво и удобно/безопасно и качественно». Причем это касается самых разных производителей тканей — от столичного «Камволя» и могилевского «Моготекса» до Барановичского производственного хлопчатобумажного объединения и Оршанского льнокомбината. Все они работают в первую очередь на потребности отечественных швейных фабрик и небольших частных компаний, — подчеркивает Ольга Шавнева, пока мы движемся в отделы с готовой одеждой.

Но что насчет рядового потребителя? При взгляде на бирку с составом ткани он должен исходить из функционала одежды, советует собеседница. Например, вечернее платье надеваем в исключительных случаях на пару часов, значит, если оно будет из материала с высоким содержанием синтетических волокон, ничего страшного. А вот когда нужен костюм на каждый день или одежда для дома, читаем этикетки повнимательнее и выбираем те изделия, которые выполнены из тканей с натуральными волокнами в составе.

Впрочем, определяющий фактор для каждого из нас при выборе одежды в первую очередь — это визуальное «нравится/не нравится», отмечает эксперт. Потому что речь идет о товаре, создающем эмоциональный фон потребителя. Кто-то будет доволен остромодным платьем, которое актуально один сезон, а для кого-то идеальна спокойная классика, которая прослужит несколько лет. И мы находим на полках универмага как вещи категории fast fashion (с англ. «быстрая мода»), так и востребованную классическую гардеробную базу. 

Хотя еще пару десятков лет назад существовало предвзятое мнение, что, мол, белорусская одежда качественная, но скучная и одинаковая. Но тут важно понимать контекст:

— У крупнейших швейных предприятий Республики Беларусь долгая история становления и развития. ОАО «Элема», СП ЗАО «Милавица», ЗАО «Калинка» и многие другие фабрики в Советском Союзе имели довольно узкую специализацию, так как работали на потребности большой страны. После распада СССР они начали функционировать в рыночных условиях. Оказалось, что единственный путь для развития промышленного производства состоит в расширении ассортимента и модельного ряда, поэтому наши производственные гиганты год за годом осваивают новые ассортиментные ниши, — отмечает Ольга Шавнева. 

Отдельная тема — широкий выбор отечественной школьной формы и регулярное обновление, внедрение новых предметов гардероба для военнослужащих и правоохранителей страны. 

— Многие наверняка обратили внимание, как стильно в последнее время выглядят наши сотрудники ГАИ, — говорит собеседница. 

Крепкие традиции

Качественные изделия не просто красивы, но и продуманы в мелочах. Уровень расположения карманов и застежки, удобство их использования для конкретного потребителя, вес изделия, динамическое соответствие, то есть возможность выполнения необходимых движений, — хороший специалист в процессе разработки модели учитывает довольно много различных нюансов, которые влияют на комфорт при эксплуатации изделия. 

— Хорошую модель отличают достойный, красивый внешний вид, обоснованность технологической обработки всех узлов, — объясняет Ольга Шавнева и проверяет первое попавшееся ей под руку пальто: в изделии при его объемности и многослойности в области воротника нет избыточно утолщенных и грубых участков, швы обтачивания воротника и края борта имеют фиксирующую кант дополнительную строчку, можно брать. — Другой пример — подкладка рукава в хорошей куртке должна быть дополнительно закреплена изнутри. Если этого нет, высока вероятность, что, надевая куртку, постоянно будете вытаскивать наружу подкладку. И неудобно, и некрасиво. 

По словам собеседницы, помимо действующих в Беларуси стандартов республиканского и международного уровня, на отечественных фабриках разработаны довольно строгие внутренние стандарты. Они позволяют держать хороший уровень качества выпускаемой в Беларуси одежды. 

Умение продать свой товар тоже можно считать показателем качества, считает Ольга Шавнева:

— Что важно, наши производители все чаще создают вещи не обособленно, а целыми линейками, где брюки, рубашки, юбки, платья и прочее гармонируют по цвету, фасону и т.д. Это выгодно покупателю — он, опираясь на личные предпочтения, собирает образ, словно стилист, при этом меньше рискует промахнуться.


Тесная связка

Обеспечение качества выпускаемой одежды невозможно без профессионального кадрового состава предприятий. За последние 50 лет в Беларуси сложилась своя узнаваемая школа швейного производства, реализуемая профильными учреждениями высшего и среднего специального образования. Так, учреждение образования «Витебский государственный технологический университет» готовит специалистов-швейников с высшим образованием — от инженеров-конструкторов-технологов одежды и обуви до дизайнеров и маркетологов. В каждом регионе страны есть колледжи, которые осуществляют подготовку специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. 

Отдельная роль в этом процессе принадлежит центрам компетенций, созданным при учреждениях среднего специального образования.

Например, Центр компетенций современных технологий в швейном производстве учреждения образования «Минский государственный колледж индустрии моды» оснащен самым современным оборудованием для производства швейных изделий. Он ежегодно реализует образовательные программы как для учащихся своего учреждения образования, так и в рамках сетевого взаимодействия — для учащихся других колледжей и студентов вузов. 

Такой подход позволяет удовлетворить потребность белорусских швейных фабрик в квалифицированных рабочих и специалистах, а значит, обеспечить условия для сохранения высокого уровня качества белорусских изделий. 

kurak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter