Легенде гродненского футбола Вячеславу Сивакову скоро 80

Многоликий Аркадьич

Он не играл на «Олд Траффорд», не выводил свои команды на «Сантьяго Бернабеу» и никогда не был на «Уэмбли». Он не стоял у бровки, гоня вперед национальную сборную. Его воспитанники не получали «Золотой мяч». Он не был ни чемпионом СССР, ни даже победителем первенства Беларуси. Но такое впечатление, что его знают все. Во всяком случае, в белорусском футбольном мире. В день недавнего 80–летия телефон Вячеслава Сивакова разрывался от бесчисленных звонков. Неудивительно, ведь Аркадьич многолик и интересен в каждой из своих многочисленных ипостасей. Вот они.


Ребенок войны

Сиваков очень болезненно относится к попытке переписать историю. И одновременно старательно избегает этой болезненной для него темы. Жесточайшая из войн забрала у трехлетнего Славы двух дорогих его крошечному сердцу людей — отца и брата. Слишком рано ему пришлось забыть о детских шалостях и забавах. Голод, разруха и холод. С особой теплотой вспоминает маму:

— Я постоянно болел, ослаб. Врачи сказали: если не буду пить парное молоко, долго не протяну. А где его взять, если коров после войны практически не стало? И тут мама по цыганской почте узнала, что неподалеку от Лиды хозяева относительно недорого продают буренку. Она собралась и пошла. Пешком. От нашего Быхова это порядка 500 километров! Ничего: дошла, купила, вернулась. На все про все ушло две недели. А я уже доходил... Но мама наливала литровый кувшин парного молочка: «Пей!» Так что наша замечательная Чернушка стала спасительницей. Видите, какой я крепыш? Это от молока.

Вратарь

По амплуа Вячеслав Сиваков голкипер. В дворовых баталиях, когда каждый из пацанов рвался в форварды, забивать и ликовать, победно вскидывая руки, крепко сбитого Славу устраивала игра «на ленточке». Правда, уличный послевоенный футбол жил по своим неписаным законам: пропустить «плюху» или «бабочку» было примерно то же самое, что совершить предательство. И Сиваков–школьник сражался, набивая синяки и шишки. В одном из таких сражений Вячеслав, бросившись нападающему в ноги, получил мощный удар в голову. В результате этого столкновения Сиваков недосчитался трех передних зубов.

— Плакали, Аркадьич?

— Boys don’t cry! Парни не плачут. Вратарь — субстанция особенная. Пережить неудачу ты должен один на один с собой. Проанализировать ошибки, сделать выводы и двигаться дальше. Вроде бы и делал все правильно, но выше петрозаводского «Онежца» так и не прыгнул. Жаль...

Где–то в архивах хранится любопытная информация: в одном из поединков команд второй лиги первенства Союза вратарь Вячеслав Сиваков отразил два пенальти.

— Это не главное достижение. А какое? Наверное, то, что в мои времена команду в Гродно очень любили. И на рядовые матчи собирались по 12 — 15 тысяч болельщиков.

Защитник

Личность неординарная, он заступался за своих подчиненных не только на футбольном поле, но и вне его. И в тиши чиновничьих кабинетов, и на бровке, где постоянно кипели нешуточные страсти. Летом 1985–го «Химик» принимал полтавскую «Ворсклу», одного из лидеров лиги, команду, сплошь состоявшую из матерых 30 — 32–летних игроков. Нападающий гостей так достал подлыми ударами исподтишка дебютировавшего в «Химике» 17–летнего Саню Жилюка, что тот в конце концов не сдержался и ответил. Охладить бушующие на поле страсти бросился арбитр. И, особо не разбираясь в эпизоде, удалил обоих. Впрочем, украинский ветеран не посчитал конфликт исчерпанным и уже на бровке что есть силы «отоварил» Жилюка ногой. Но возрадоваться не успел: проявивший небывалую для своего возраста и комплекции силу Вячеслав Сиваков отвесил наглецу такого леща, что тот незамедлительно рухнул на колени...


Звезда

Никак не вспомню, почему в 14–летнем возрасте на свою «стену славы» в родительской квартире наряду со всемирно известными звездами спорта я наклеил фото Сивакова. Вот только представьте себе: Ирина Роднина, Иван Едешко, Эрик Хайден, Юрий Седых, Игорь Бобрин, Бобби Фишер, Федор Черенков, Вячеслав Фетисов, Сергей Сальников и... Вячеслав Сиваков. Тот пожелтевший черно–белый снимок, вырезанный из «Физкультурника Белоруссии», где представительный кряжистый мужчина средних лет в кепке–блине, нервно сжав огромные кулачищи, застыл у бровки поля, хранится у меня до сих пор. Представить его просто. Мудрые внимательные глаза, статная фигура и выразительное лицо могли скорее принадлежать киноактеру, игравшему характерные роли в боевиках стиля экшен. Так или иначе, но с тех пор я стал внимательно следить за идущей в гору тренерской карьерой Сивакова. Поколение братьев Солодовниковых, Корозы, Нефедова, Севостьяника, Савоша, Работина, Мазурчика входило в силу. Провинциальный «Химик» набирал мощь, больно щипая за бока признанных фаворитов. Правда, пресс–конференций тогда не было (да и кто, скажите, пустит туда школьника?!), а подойти я не решался.

В круговороте перемен, случившихся на стыке 1980–х и 1990–х годов, Вячеслав Сиваков прослыл первопроходцем. Уже на закате СССР мэтр тренерского цеха «по поручению партии и правительства» должен был отправиться в Сирию. И учил английский! Затем, буквально в последний момент, в верхах что–то переиграли — наш Аркадьич улетел в Африку, в Бенин, и учил уже французский. Обо всем этом я узнавал из прессы, зачитанного до дыр «Советского спорта» и старого доброго «Физкультурника» в библиотеке войсковой части. Пока маршировал по плацу в кирзовых сапогах, то и дело представлял, как впервые подойду к Сивакову. Но он подошел сам...

Штрафной удар. В белой форме Сергей Нефедов, Сергей Короза, Александр Жилюк, Игорь Криушенко, Валерий Кошевник и Олег Севостьяник.

Миротворец

Да, он подошел сам. После моего отчета в еженедельнике «Прессбол» на игру «Неман» — «Торпедо–Кадино». Ужасного качества игра, ужасный счет (то ли 0:3, то ли 1:4 — детали за давностью лет уже не вспомню). Да и не важно это. Куда важнее другое: рецензия на провальный поединок была иронично–язвительной. Дерзко, на грани фола!

Воскресным утром c женой и маленькой дочкой прогуливались по городу. Вдруг шею сдавили железные клещи: это была рука Сивакова: «Ну что, писатель, попался? Дописался?!» Аркадьич смотрел откуда–то сбоку в упор — стальным немигающим взором, не предвещавшим ничего хорошего. В воздухе отчетливо запахло керосином. Драки не случилось. Нас разняли. А я напоследок посоветовал седовласому оппоненту пропить успокоительные. Думал, что нашей несостоявшейся дружбе пришел конец. Однако это было только начало: после ближайшей же домашней игры Вячеслав Аркадьевич подошел сам, открытым жестом протянул руку: «Предлагаю мир».

Книголюб

— Читать научился раньше, чем ходить, — улыбается юбиляр. — Сколько себя помню, читал. Всегда и везде. Будучи инспектором в I и II лигах, добирался до места поединка, как правило, на дизелях. Брал в дорогу 8 — 10 наименований газет. Самые любимые (и любовь эта проверенная временем!) — «Советская Белоруссия» и «Комсомольская правда». Без них уже не могу...

Во времена книжного дефицита ярый книгочей Сиваков мог запросто отдать ползарплаты за томик–другой своих любимых авторов — Хемингуэя и Ремарка. Настольная книга — «Старик и море». А портрет Хемингуэя до сих пор висит на самом почетном месте в квартире Вячеслава Аркадьевича.

Рассказчик и юбиляр

Это надо видеть и слышать! Как неспешно, обстоятельно, с неповторимой интонацией и легкой хрипотцой в голосе Аркадьич повествует о своих бесконечных приключениях. О ребятках из «Химика», о Блохине и «футбольных машинах» из славного киевского «Динамо», которому на равных противостояла в далеком 1980–м скромная гродненская дружина, об увлекательной командировке на африканский континент, когда восторженная толпа фанатов раздавила автобус с возглавляемыми Сиваковым «Драконами» из Порто–Ново, взявшими впервые в истории Кубок Бенина. О знакомстве и неугасающем любовном романе длиной в без малого 60 лет с единственной и неповторимой супругой Зинаидой Ивановной. Да мало ли о чем...

Многое повидал за полвека тренерской карьеры уроженец Могилевщины. Но за все время ни разу не пожалел об избранной профессии! Которая стала делом всей его жизни. Когда было очень сложно, подгонял себя любимым афоризмом: всегда выбирайте самый трудный путь — на нем не встретишь конкурентов!

kozyrunited7@mail.ru

Фото Бориса МЕЩЕРЯКОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter