Со времени успешного полета Марины Василевской тема освоения космоса живо интересует многих белорусов. А сейчас, когда на орбите разворачивается подлинная человеческая драма, причины которой легко разглядеть в технологической схватке крупнейших мировых корпораций, происходящее на МКС интригует с удвоенной силой. На прошлой неделе космический корабль Starliner компании Boeing успешно вернулся на Землю, однако астронавты Барри Уилмор и Сунита Уильямс, которых он должен был доставить домой, остались на Международной космической станции. Вас тоже волнует почему?
Экипаж Polaris Dawn.
Starliner напугал всех
Напомним, первая в истории миссия Boeing по полету астронавтов на МКС стартовала 5 июня. Ожидалось, что аппарат с командой вернется на Землю уже через восемь дней после стыковки со станцией. Однако скандальный Starliner, на создание и разработку которого было потрачено более 4 миллиардов долларов, столкнулся с утечками гелия и проблемами с двигателями в течение нескольких недель, предшествовавших запуску и даже в день запуска. В конце концов космический корабль благополучно доставил Уильямс и Уилмора на МКС, но к тому времени, как он добрался до пункта назначения, в нем произошло еще несколько утечек гелия, а пять из 28 двигателей вышли из строя.
Starliner.
После месяцев испытаний на Земле и орбите инженеры Boeing воспроизвели сбой на Земле, после чего объявили: проблемы с утечками и двигателями вызвала деградация корпуса двигателя, которая частично заблокировала поток окислителя. А это значило, что было невозможно точно предсказать, как поведет себя система корабля при спуске с МКС. На пресс‑конференции 24 августа представители НАСА заявили: возвращать астронавтов домой на неисправном Starliner слишком рискованно. Вместо этого их решили возвращать на космическом корабле Crew Dragon‑9 компании SpaceX, а до него... как до февраля.
Это решение стало унизительным для компании Boeing, которая годами пыталась запустить свою программу Starliner, но в последний момент ее выручил крупнейший конкурент.
— В последнее время у нас было так много конфузов, мы как под микроскопом. Это просто сделало все в 100 раз хуже, — на условиях анонимности рассказал газете «Нью‑Йорк пост» один из сотрудников Boeing. — Мы ненавидим SpaceX. Мы постоянно говорим о них гадости, а теперь они нас спасают…
Туристы в открытом космосе
Принадлежащая Илону Маску компания SpaceX, однако, тоже не может похвастать стопроцентной надежностью. В конце августа много шума наделало крушение во время попытки посадки в Атлантическом океане первой ступени ракеты‑носителя SpaceX Falcon 9.
Она сперва успешно вывела на орбиту 60 новых спутников Starlink и даже почти совершила посадку, но перевернулась и упала в воду. Неудача последовала за другой неудачей в июле...
Кто дальше от Земли? Орбиты Polaris Dawn и МКС
Из‑за этого несколько раз откладывался запуск широко разрекламированной миссии Polaris Dawn, но в конце концов во вторник утром под молитвы Илона Маска корабль Crew Dragon компании SpaceX, на борту которого находятся четыре непрофессиональных астронавта, стартовала из космического центра Кеннеди во Флориде. Это самое дальнее от нашей планеты путешествие человека со времен миссий «Аполлон» на Луну: астронавты‑любители удалились от Земли на 1400 км.
В четверг миссия Polaris Dawn осуществила первый частный выход в открытый космос.
Капитан корабля, основатель компании электронных платежей Shift4 Джаред Айзекман вышел (на самом деле выглянул) из корабля Dragon, летевшего на высоте более 700 км над поверхностью Земли со скоростью свыше 25 тысяч км/ч, и через несколько минут успешно вернулся обратно. За ним в открытом космосе несколько минут провела Сара Гиллис — ведущий инженер SpaceX. Два других члена полностью частного экипажа — коллега Гиллис Анна Менон и друг Айзекмана военный летчик Скотт Потит — оставались внутри корабля. Однако и они оказались в безвоздушном пространстве, поскольку у Dragon нет шлюза, и для выхода в космос пришлось открыть люк настежь.
Это фото с Джаредом Айзекманом может стать легендарным.
Во время выхода в открытый космос было испытано новаторское оборудование, включая тонкие скафандры и процесс полной разгерметизации кабины Crew Dragon — технологию, которую Маск надеется использовать для будущих амбициозных частных полетов на Марс.
Предполагается, что после шести дней в космосе миссия Polaris Dawn завершится в воскресенье приводнением у побережья Флориды.
На МКС как на вокзале
В разговоре о том, кто сейчас в космосе, кто полетит в ближайшее время, а кто будет возвращаться, важно не запутаться. В настоящее время на станции продолжают работать космонавты Олег Кононенко, Николай Чуб а также астронавт Трейси Дайсон, которая, напомним, прибыла на МКС вместе с белорусами Новицким и Василевской. Есть экипаж миссии Crew‑8 — россиянин Александр Гребенкин и американцы Мэттью Доминик, Майкл Барратт и Дженнет Эппс. На этой неделе к ним добавился экипаж корабля «Союз МС‑26» в составе космонавтов Алексея Овчинина, Ивана Вагнера и астронавта Дональда Петтита. Кроме того, как уже было сказано, на МКС завис экипаж Starliner — Барри Уилмор и Сунита Уильямс.
С учетом летающих трех китайских тайконавтов, четырех членов миссии Polaris Down на орбите впервые в истории освоения космоса оказалось аж 19 человек.
Предполагается, что 24 сентября Кононенко, Чуб и Дайсон вернутся на Землю. А вот Уильямс и Уилмор будут дожидаться на орбите миссии Crew‑9, она запланирована на февраль 2025 года. Ее экипаж уменьшат с четырех до двух человек, чтобы оставить места для «застрявших на орбите».
К СВЕДЕНИЮ
В 2014 году компании Boeing и SpaceX получили контракты на организацию коммерческих космических полетов для астронавтов НАСА: Boeing — на сумму 4,2 млрд долларов, а SpaceX — 2,6 млрд. На данный момент SpaceX отправила в космос девять экипажей для НАСА, а также несколько коммерческих миссий. Для Boeing попытка осуществить полет с экипажем стала первой. Ранее полет корабля Starliner откладывался на несколько лет из‑за неудач в его разработке. Два предыдущих полета без экипажа, в 2019 и 2022 годах, тоже сопровождались техническими проблемами.
Сегодня на МКС — 12 человек.
Кирилл КНЯЗЕВ.