Вера Бурлак. Фантазюркі.
Мінск, Галіяфы, 2018.
Па пакоі, як казюркі,
Распаўзліся фантазюркі!
Калі вы любіце паэзію ў стылі Хармса, вам сюды. Дзеці дык дакладна любяць. Дарэчы, лічыцца адзнакай якаснага твора для дзяцей, калі ён цікавы незалежна ад узросту.
Я скарпіён. Такая праца.
Не вінаваты я, што джалю.
Гатовы сам раўці ад жалю,
Калі даводзіцца кусацца.
Я гідкі з выгляду і злосны.
Магу параніць і забіць.
Але ўвесь свет такі дзівосны,
І мне так хочацца любіць...
Дарослы распазнае алюзію на вядомыя радкі і ўсміхнецца. Маленькі чытач успрыме карысную думку, што непрывабная знешнасць — не падстава залічваць у злодзеі. Яшчэ добры знак — вершы лёгка запамінаюцца («Лужына, лужына, дрэвамі абкружана»), яны часта падобны на гульню. Але гуллівасць зусім не значыць прымітыўнасць. Наадварот, гэтую кнігу можна назваць «філасофіяй для самых маленькіх». Вось герой верша «У сне ці не?» лічыў, каб заснуць, авечак і не заўважыў, што прачнуўся. І цяпер не ведае, спіць ці не. Зусім як герой іспанскага класіка Кальдэрона. Адно папярэджанне: людзям без пачуцця гумару не чытаць!
Клайв Стейплз Льюис. Письма Баламута. Баламут предлагает тост.
Издательство АСТ, Москва, 2019.
Эта удивительная книга — из тех, что остаются в тени более популярных произведений своих создателей. Льюис — автор эпопеи «Хроники Нарнии», которая считается культовой. Но писательскую славу ему принесли «Письма Баламута», опубликованные в 1942 году. Первоначально это были… проповеди. Когда началась Вторая мировая война, профессор английской литературы и богослов Клайв Льюис записался в ополчение. Его часто приглашали обращаться с душеспасительными беседами к британским солдатам на радио, в прессе. У создателя Нарнии возникла идея, как сделать свои обращения небанальными. Он придумал героя — беса Баламута, сочиняющего письма своему племяннику Гнусику с поучениями, как лучше погубить душу подопечного, молодого человека, отправляющегося на фронт. Всего получилось тринадцать таких писем, философских, сатирических, психологических, которые интересно прочитать любому думающему человеку независимо от убеждений. Льюис далек от ура-патриотизма, война представлялась ему одним из этапов вечной борьбы между добром и злом. Автор анализирует слабости человека: «Доведи подопечного до того, чтобы он часами копался в себе, но при этом не обнаружил черт, которые совершенно ясно видны каждому, живущему или работающему с ним». Объясняет доходчиво, что движет теми, кому «ничего не стоило в один миг перейти от пылкой молитвы за душу жены или сына к побоям и оскорблениям». Баламут издевается над интеллигенцией, считающей себя выше «простецов»: «Наше патентованное оружие — довольство жизненными благами. Он будет наслаждаться по воскресеньям, стоя на коленях с лавочником и не забывая, что лавочник вряд ли поймет тот изысканный и насмешливый мир, где ему так легко в субботние вечера. С другой стороны, он будет наслаждаться непристойностями и богохульством за чашкой кофе у своих восхитительных знакомых еще больше, так как знает о своем «глубоком» и «духовном» мире, которого им не понять». Впрочем, усилия Гнусика остаются тщетными, его подопечный погибает на войне — и побеждает духовно.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Обзор книг Веры Бурлак «Фантазюркі» и Клайва Стейплза Льюиса «Письма Баламута»
Миры междумирия
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.