Сегодня в Минске в Большом театре спектакль «Вий» в постановке Раду Поклитару и его труппы «Киев модерн-балет» собрал в зале самую продвинутую балетную публику. Белорусские хореографы, танцоры, музыканты и художники пришли посмотреть танец contemporary нашего друга Раду Поклитару, который 20 лет назад как-то улизнул из-под рук. Танцевал в Минске в Большом – и вдруг возглавил театр в Молдове, потом поставил в Москве балет в Большом (!) – «Ромео и Джульетта» совместно с Декланом Доннелланом и одноактную «Палату N6», а вскоре и вовсе ушел в сольное плавание - создал труппу в Киеве, и руководит ей 14 лет – недавно «Киев модерн-балет» получил статус театра Академического, а наш Поклитару стал заслуженным деятелем искусств Украины. Многие спектакли киевлян минчане видели и принимали восторженно, среди последних «Щелкунчик» и «Спящая красавица».
Сегодняшнего «Вия» ждали с июня, считай, с киевской премьеры, после которой Раду сразу заявил, что в ноябре покажет спектакль в Минске, с которым его связывают приятные воспоминания о трудовой разгульной юности. Кроме всего, в эти дни в Витебске проходит фестиваль современной хореографии IFMC, где Раду Поклитару возглавляет жюри белорусского конкурса хореографов. Завтра «Вия» покажут в нашей культурной столице. Спешим предвосхитить просмотр витебчан первыми впечатлениями из нашего Большого.
«Вий» для Раду – первая национальным украинская работа, вроде нашей «Анастасии», когда музыку и балет ставят на местном материале. Либретто к классическому произведению Гоголя Поклитару сам написал, а в композиторы пригласил современного украинского гения Александра Родина. Его музыка, друзья, это самое большое откровение вечера. Александр работает в неоакадемическом стиле, добавляя в звучание симфонического оркестра новые ударные, рожки и диджериду - инструмент австралийских аборигенов. Абсолютно шаманские и восточные по духу сюиты то погружают вас в джунгли Губайдулиной из мультика «Маугли», то вырывают из сказки в тяжелые будни свиридовских пьес. «Речь идет о музыке сокрушительно театральной и, по-хорошему, балетной» - говорит о партитуре одаренный музыкально Раду Поклитару. Он ухватился за музыку Родина сразу, как только ее услышал. И теперь абсолютно понятно почему – она иллюстративна, выпукла и ритуальна: только бери да ставь танец.
Очевидно, избегая как раз избыточности в спектакле Раду на этот раз не утомляет публику сложной хореографией: движения танцоров просты, иллюстративны и, порой, даже вульгарны, никаких лексических откровений. В первом действии семинаристы и самый из них заводила веселого нрава Фома Брут (Илья Мирошниченко), скорее, показывают пантомиму или в воображаемом немом кинематографе участвуют, нежели танцуют. Курят люльку, пьют бражку, девок щупают. Для Фомы хореограф-постановщик придумал нового персонажа – девушку-триггер Василину (Дарья Геращенко), повздорив с которой по пьянке Брут и ввяжется в неприятности, повстречает Панночку (Екатерина Кузнецова) на свою голову. А та уже его закрутит совершенно по-гоголевски, оседлает и в светящийся куб затащит, в котором за чуб оттаскает будь здоров.
О светящемся кубе надо отдельно сказать. Декораций в спектакле в традиционном понимании, чтобы рисованный город за спиной студентов или церковь с куполами – ничего такого нет. Все художественные решения – это видеопроекции на кубе, 3D-маппинг, с одной стороны развязывающий руки гастролирующим артистам – а «Киев модерн-балет» с «Вием» собирается объехать полмира. С другой стороны, на сцене Большого театра в Минске этот куб несколько затерялся, с балкона он выглядит и вовсе спичечным коробком, и разглядеть, какие там внутри обряды совершают танцоры – решительно невозможно. Абстрактные световые пятна на нем в сочетании с музыкой Родина работают отлично, ощущения космические. Так что, если сведет вас судьба с «Вием» Раду Поклитару, садитесь поближе, чтобы тщательнее рассмотреть причудливые картинки от Ольги Никитиной, отвечавший за видеоконтент.
«Выйдет ли Вий на сцену?» - спросите вы. К сожалению, да. Он будет мало чем отличаться от козлотура из предыдущего спектакля Раду «Спящая красавица» – художник по костюмам Дмитрий Курята продолжает протаскивать сны Поклитару на грешную сцену, создает причудливые маски для чудовищ, Вий не стал исключением. И веки у него – будь здоров. Он Фому так поцелует, что из философа дух фон. Душа Хомы (Артем Шошин) три ночи будет стоять насмерть за своего обаятельного, в общем-то, семинариста – как он тропака отплясывал, а? Загляденье. Но дурак дураком, за что и поплатился. Разве можно в наше время девок щупать, тем более их целовать, если не было на то разрешенья?.. Спросите у Пласидо Доминго.