Язык жестов – основной способ общения для людей с нарушениями слуха. И очень часто они сталкиваются с проблемами в, казалось бы, простых ситуациях – при заказе кофе в кофейне, оплате проезда в общественном транспорте, походе в парикмахерскую, к врачу, в магазин. Там, где слышащий человек, абсолютно не задумываясь, совершит привычные действия, неслышащий вынужден долго налаживать процесс коммуникации: набирать сообщения на телефоне, объяснять интуитивно понятными жестами и движениями, тратить время на записки. Процесс был бы гораздо быстрее и приятнее, а иногда и просто безопаснее, если бы все вокруг владели языком жестов.
Начать Гомельский городской центр инклюзивной культуры решил с малого – 11 человек были приняты в программу бесплатного обучения жестовому языку. В группе были представители автобусного парка, социальных учреждений, медики, педагоги, актриса и журналистка. На протяжении восьми занятий они постигали азы языка жестов, по окончании которых получили соответствующие сертификаты.
Участница проекта, педагог-психолог спецшколы № 70 Лилия Водяницкая рассказала о причинах, которые привели ее на эти занятия:
– Я работаю в школе для детей с нарушением слуха. Мне нужно и важно понимать детей. Чтобы наладить качественный процесс обучения и воспитания, надо говорить на одном языке. Восемь занятий – это не так много, для полноценного изучения языка жестов нужны годы. Но уже сейчас я вижу ощутимый эффект, я стала лучше понимать детей, а они – меня.
Вручая сертификаты участникам проекта, директор центра инклюзивной культуры Ирина Тяпугина сказала:
– Вы все люди с широкой душой, если решили выучить язык жестов, чтобы использовать его в работе, в быту, помогать людям с нарушением слуха. Людей, понимающих жестовый язык, стало больше. Это сделает мир еще более инклюзивным.
В центре планируют, что проект по изучению жестового языка получит свое продолжение.
Фото Таты КАВЕРИНОЙ