Во всем мире каждый год с 1 по 30 апреля спортивные и не очень, молодые и крайне опытные, усиленно работающие и находящиеся на отдыхе, юноши и барышни, а в некоторых случаях даже их собаки и кошки активно используют велосипед в качестве средства передвижения, физнагрузки и морального удовольствия. Суть акции проста: весь апрель каждый день крутить педали. Проедете вы сто метров до магазина или совершите 50‑километровый марш-бросок в другой город — значения не имеет. Как я, превозмогая дождь, жару, а потом снова дождь, доказала себе, что стать адептом экологичного транспорта можно в любом возрасте и при любой комплекции.
Первоапрельская шутка
Три года назад, в сознательном возрасте впервые сев на велосипед, тут же с него слезла. Фраза «нельзя разучиться кататься на велосипеде» — наглая ложь. Еще как можно! Все записанные в детстве на подкорку сведения о балансе и педалях приходилось восстанавливать глухой ночью на пустом тротуаре. Лишь бы никто больше не видел этих цирковых номеров! Криво и косо я поехала через три дня, через месяц — задыхаясь, добиралась до работы, через год — радостно каталась из Гомеля в Ветку.
Велосипед у меня тихий, скромный, без скоростей, продвигающийся ровно настолько, насколько хватает силы моих мускулов. Каждую весну мы встречаемся с ним будто впервые, начинаем заново узнавать и испытывать на прочность друг друга.
Потому акция «30 дней на велосипеде» — хорошая возможность воспитать силу воли, подготовить себя к активному лету и, чего греха таить, напомнить городским властям, что велосипедистам по-прежнему нужны заниженные бордюры и велодорожки.
...Я не видела свой велосипед 144 долгих дня и подходила к нему с той же гаммой эмоций, с какой Штирлиц смотрел на свою жену. Минувший сезон я закрыла, эпично сломав палец на ноге. Можно было с чистой совестью позволить себе входить в новый велогод плавно и без встрясок, но 1 апреля погода будто специально оформила себя в виде уверенного лета и вовсю кричала: «Хватай велосипед и крути педали!» Я услышала, схватила, сделала маникюр с велосипедиками и купила тематические носочки. Во всеоружии утром покатила в сторону любимой работы — всего чуть больше пяти километров. Онлайн-карты и навигатор зуб давали, что доеду за полчаса. Но я им категорически не верила — после большого перерыва казалось, что задыхаюсь от одной мысли о физической нагрузке.
На следующий день выяснилось, что апрель пошутил. Вечерком решила пересечь мост и прокатиться в аптеку в соседнем микрорайоне. Только вознамерилась устроить своему велосипеду фотосессию на путепроводе, как мое бедное средство передвижения зашаталось от ветра...
Ну как ветер... Видели песчаные бури по телевизору? Вот такая вдруг стартовала в микрорайоне Сельмаш. Я, признаться, и не знала, что на гомельских улицах скрыто такое количество песка. Он радостно устремился в рот, глаза, за шиворот. Порывы ветра гадко сдували с тротуара. Где-то визжали дети, больше, кажется, от новизны впечатлений, чем от страха. Я — больше от страха. Выла автомобильная сигнализация. За химзаводом сверкала молния. Последние сто метров до аптеки я шла пешком. Назад через мост — на всякий случай тоже. Не так уж сильно я люблю поезда, чтобы ласточкой слететь навстречу к ним, да еще и в обнимку с велосипедом.
Тюльпоза на карте
В следующие несколько дней я свято исполняла наказы мамы, которая любит повторять:
— Знаешь, почему мы в детстве за полярным кругом не мерзли, играя на улице в минус 40? Потому что одевались как многослойная капуста!
Хорошая велоодежда, как и хорошие велосипеды, стоит больших денег. Уйма незнакомых брендов, полупрофессиональных и снобистских споров как раз и отпугивает девочек и мальчиков, дяденек и тетенек, желающих впустить велосипед в свою жизнь. Мол, как я буду ездить, если мне даже одеться не во что! Мы, пролетарии, находим бюджетный выход из положения. Легинсов белорусская промышленность выпускает достаточно, удлиненную непродуваемую велокофту с карманами на спине я отыскала на «вторичном рынке» за 12 рублей, лыжную куртку за двадцатку, а повязку на голову связала тетя. Понадобилось все, апрель будто ехидничал: «А спорим, могу задуть еще сильнее?» И он таки пытался.
А в соцсетях для мазохистов и любителей акции «30 дней на велосипеде» запустили креативный конкурс — специально для тех, кто любит оставлять красивые следы на карте (в хорошем смысле слова). Проще выражаясь, надо было покататься не просто по прямой или по кругу, а сделать так, чтобы после вас остался самый интересный GPS-трек. В общем, я не устояла!
Ну вот так постарались городские планировщики, что улицы в Гомеле идут уж больно угловато, а местами и вовсе перфекционистски прямоугольно. Я тщетно билась над картой, пытаясь рассмотреть в них шедевр Айвазовского, но получался всё больше Пикассо, окончательно перешедший к кубизму. На эскизы кривых домиков и прямоугольников-треугольников я все-таки махнула рукой и покатила творить в ближайший скверик абстракционизм!
Друзья долго изучали скриншот моего GPS-трека. Пришлось подсказать:
— Это должен был быть цветок. Что-то среднее между розой и тюльпаном. Розльпан. Или тюльпоза.
Ствол проходил по остановке общественного транспорта. Ожидавшие автобус люди ни в какую не хотели пропускать меня через напряженную толпу, боясь, что я займу их квадратные метры в салоне, потому ствол получился дрожащим.
Дальше настал черед бутона. В нем проявилось все: усталость от рабочей недели, недосып, ноющие седалищные бугристости, раздражение от холодного ветра и плохого асфальта. Я позволила психоделическому абстракционизму вырваться из самих глубин моей души! Собачники, мимо которых я, петляя, проезжала в восьмой раз, порывались вызвать скорую... Но знаете ли, велохудожника обидеть не так-то просто! В общем, этот цветочек, ну или выбивалку для ковров, я посвящаю своим читателям.
Все в сад!
В первые же выходные меня угнали за город: Гомельская областная структура Белорусского общественного объединения фотографов организовала велофотопленэр. Это когда до места, где рождаются шикарные натурные съемки, вы добираетесь исключительно на двух колесах. Еще хотя бы и потому, что больше там ничего не проедет. В жутком тумане мы преодолевали железнодорожную насыпь, старое кладбище, разбитую грунтовку и целых два километра ровного асфальта, чтобы попасть в волшебное место — березовую рощу у деревни Плесы. С одной стороны — полноводный, особенно по весне, Сож, с другой — прекрасный белоствольный лес и милые сердцу фотохудожников болотца. А между ними — примерно 200 — 300 гомельчан, ищущих уединения на природе! Я пыталась подсчитать велосипедистов, которые проезжали мимо нашей импровизированной фотостудии. На третьем десятке фотохудожница Янина Черпухина-Андреева пожала плечами:
— Это их еще мало сегодня. То есть нас.
Вдохновение от природы еще долго не отпускало меня, потому на следующей неделе я пожертвовала сном и решила встретить рассвет на велосипеде и непременно над рекой. Домочадцы закатывали глаза, но терпели... Даже кот смотрел на меня укоризненно. Чтобы «догнать» хоть какой-то более или менее фактурный рассветный горизонт, встать мне в милом сердцу Западном микрорайоне пришлось в четыре утра. Была уверена, что я одна такая, сумасшедшая, буду «кошмарить улицы», но из двух соседних подъездов синхронно вышли зевающие собачники, вдалеке гудел трудяга-троллейбус, а мимо меня промчался мопедист с удочкой за спиной. Это еще более страшные фанаты, чем велолюбители, им простительно.
Предрассветный апрель забыл, что он весенний месяц, холод мерзко заползал под куртку, а от ветра постоянно слезились глаза. Впечатление я наверняка производила странное: рыдающая велосипедистка требовала показать ей рассвет! Нещадно скрипел велосипед — пару раз пришлось «вести его под уздцы».
Я напала на шикарную, недавно сделанную велодорожку, ведущую в Любенский микрорайон, и почти столкнулась еще с пятью велоэнтузиастами. Мы все искали одного, и оно того стоило...
За черным силуэтом велосипеда розовело небо. А над водой было тихо-тихо... Чуть ближе к домам вовсю галдели утренние птицы, а здесь воздух будто загустел, не пропуская ни лишнее движение ветра, ни проснувшихся надоедливых насекомых, ни всплеска разлившегося Сожа.
— Отдыхаете?! — весело проорал над ухом рыбак и зашелся смехом. Ему хорошо, к пляжу он приехал на автобусе.
Остановите мост, я сойду
А на следующий день 5,5 тысячи гомельчан дружно участвовали в велопробеге, радуясь, что ради нас перекрыли центр города, и показывая, что нас много и мы хотим велодорожки. Назад с этого праздника жизни я возвращалась через два моста. У нас этого богатства хватает, уже в этом велоапреле я пересекла со скрипом и стонами семь из них. Гомель — город пышный, прекрасный и основанный нашими предками на высоком берегу полноводного, по местным меркам, Сожа. Следующие поколения гомельчан превратили населенный пункт в развитый железнодорожный узел.
И если наземный легальный вариант переехать рельсы еще можно найти, то вот с рекой путь один. Мы с велосипедом трудностей не боимся, потому к следующим выходным отправились покорять заречную часть пригорода. К мосту даже вела условная велодорожка: узкий тротуар, который мы должны делить с пешеходами, не очень ровный, а иногда вместо него — покачивающиеся плиты, они перекрывают небольшие канавы для воды.
Удивительно, но вверх я взлетела, не опуская ног с педалей, вдохновилась красивым видом на реку и город. Пару раз проезжала по лужам, которые после дождя заполнили местные колдобины, а потом вдруг показалось, что наступил конец света...
Мимо меня промчался грузовичок. Внешне не было никаких изменений, но я ощущала, как штормит мост после каждого внушительного авто. Вот я уверена, что сия конструкция железобетонно простоит еще не один десяток лет, но колебания на вершине моста запомню надолго! Что, собственно, не остановило меня от повторения упражнения на следующий день.
Весь месяц я занудно фиксирую все локации, в которых приходится слезать с велосипеда, чтобы преодолеть 20‑сантиметровый бордюр. Ювелирно объезжаю людей на тротуарах и сурово звоню в спины пешеходам, загулявшим по велодорожкам. Ругаюсь на подрезающих велоколлег и пересчитываю седые пряди, когда очередной ребенок решает, что очень весело будет помчаться наперерез тетиному велосипеду. В общем, веду обычную жизнь велогорожанки.
Легко ли каждый день в апреле спускаться в узком лифте в обнимку с лежащим на тебе велосипедом и выкатывать очередные километры? Ну, в этом сезоне я порывалась бросить транспорт посреди улицы и вызвать такси всего три раза. Прогресс. И даже свой день рождения встречала не дома с тортом, а на затопленном берегу Сожа, по колено в грязи и воде, но абсолютно счастливая.
Осталось совсем немного дней велоапреля, но сдаваться мы с двухколесным напарником не планируем. И надеемся, что передвигаться нам с каждым днем будет все комфортнее, дружелюбнее и — пожалуйста! — теплее.
О ЦИФРАХ
За четыре недели ежедневного велодвижения:
♦ 223 километра героически пройдено;
♦ 46 часов проведено в седле;
♦ 5375 ккал потрачено.
ВАЖНО
Едем грамотно и безопасно
Двигаться на велосипеде нужно по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке. А вот если этих элементов в наличии нет или двигаться по ним невозможно, то допускается движение по проезжей части: в один ряд и не далее одного метра от ее правого края. Линия горизонтальной дорожной разметки, обозначающей край проезжей части, должна располагаться слева от велосипедиста.
На улице темно или плохая видимость? Включайте фонари: спереди — белый свет, сзади — красный. Вне населенных пунктов велосипедист должен обозначить не только свое транспортное средство, но и себя, надев одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами. Зеркало на велосипеде по ПДД — вещь необязательная, но это хорошее подспорье, чтобы иметь возможность видеть того, кто едет сзади.
Использовать технически неисправные велосипеды запрещается.
Руками нужно держаться за руль, а ноги не убирать с педалей.
Нельзя перевозить грузы, которые выступают более чем на полметра по длине или ширине за габариты транспортного средства или мешают управлению велосипедом.
По последним нововведениям в ПДД при пересечении проезжей части велосипедист вправе не спешиваться, но при подъезде к переходу он должен заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода. И не спешиваться могут только те, кому уже исполнилось 14 лет.
Как сесть в седло, если тебе за...
♦ Правильно выбирайте первого «велопартнера». Он прежде всего должен подходить вам по росту. Проверяйте так: если нога на опущенной вниз педали почти полностью распрямляется, а при остановке вы достаете ею до земли, это ваш велосипед.
♦ Не стесняйтесь экипироваться. Шлем не только для детей — взрослому падать с куда большей высоты.
♦ Снимите педали! Никакой ошибки, просто в самом начале пути лучше превратить велосипед в беговел. Сиденье пониже — и делайте небольшие шажки, постепенно увеличивая их длину. С каждым разом движения станут все увереннее, и для баланса поддержка уже не потребуется.
♦ Начинайте тренировки на ровной поверхности и подальше от людей и машин.
♦ Не пренебрегайте «стоячими» тренировками. Залезайте в седло и слезайте с него, пока движения не станут привычными и комфортными. Понажимайте на тормозные ручки, стоя рядом с велосипедом. Это поможет понять, сколько сил нужно, чтобы остановить свой движущийся транспорт.
♦ Не спешите поднимать сиденье. На первых порах сделайте так, чтобы ваши ноги уверенно могли доставать до земли, если ситуация пойдет не по запланированному сценарию.
♦ И последнее — не получиться может и с первого раза, и со второго, и с пятого. Но потом вы обязательно покатите с удовольствием.