Глубокий смысл и значение обращения о мире, подписанного на этой неделе четырьмя крупнейшими конфессиями Беларуси, и роль государства в обеспечении межконфессионального мира и понимания — в комментариях представителей духовенства и основных конфессий нашей страны и ее экспертного сообщества.
Вифлеемский огонь — символ предстоящего Рождества — в Воложине. Этот город стал одним из многих белорусских мест, куда доставили огонь. Теперь местные жители независимо от конфессии смогут принести частичку огня к себе домой.
Протоиерей Павел ГОНЧАРУК, настоятель прихода храма в честь Первоверных апостолов Петра и Павла в агрогородке Вишов Белыничского района:
— Я за спокойную жизнь в Беларуси и во всем мире, поэтому поддерживаю инициативу с обращением. Человек создан для мирной жизни, для пребывания в любви, но человечество находится на таком пути, где всегда существуют и добро, и зло. Это отражено в Ветхом и Новом завете, это видим и по сей день — между людьми происходит борьба.
Как между светом и тьмой есть великая разница, так и среди людей. Одни наполнены добром, любовью, миром, взаимопониманием, а другие ищут зло, чтобы воцариться над всем, чтобы поработить другие народы. Но в Евангелие написано: «Мир имейте между собой». Данные слова касаются каждого из нас, живущих на земле. Где мир — там и любовь, где любовь — там братолюбие, где братолюбие — союз жизни. Хотелось бы больше взаимоуважения, чтобы люди слышали и понимали друг друга.
Йосеф ЖОЛУДЕВ, глава гомельской еврейской общины «Бейт Яаков»:
— Очень важно, что представители четырех основных религиозных конфессий нашей страны поставили свои подписи под этим письмом мира. Ведь на самом деле никто не хочет конфликтов в своем доме, напряжения, конфронтации. Нас учили родители, и так мы учим своих детей: не надо ругаться с соседями. Живите мирно. Относитесь к ближнему своему, как бы хотели, чтобы относились к вам. Сейчас век суеты, люди не успевают задуматься о Боге в своем бесконечном жизненном беге, поэтому толкаются, ругаются, ссорятся. Хотя зима должна приносить успокоение и радость в души миллионов людей. Иудеи только отметили Хануку, у христиан скоро рождественские праздники. Если мы не пускаем в душу свою гнев, злость, алчность, то там останется место для любви и взаимопонимания. Давайте жить в мире и радоваться жизни, тогда она и будет прекрасной.
— Я за мир и спокойствие в нашей стране. Как это и было год, 10, 15, 100 лет назад. Традиция добрососедства и мирного сосуществования различных конфессий — это то, чем можно гордиться и что необходимо сохранить. 130 лет назад ивьевская мечеть была построена из стройматериалов, подаренных местным татарам католичкой графиней Замойской. Это ли не пример взаимного уважения и понимания?
Мы благодарны всем белорусам вне зависимости от их вероисповедания за дружелюбие и поддержку. За то, что здесь есть понимание того, что мы, татары, такие же граждане Беларуси, как и представители других, более распространенных религий. Мы также когда-то плечом к плечу с остальными становились на защиту этой земли, сейчас вносим посильный вклад в ее благополучие.
Считаю, что наше добрососедство — это результат целенаправленной государственной политики, которая не дает разгореться межконфессиональной розни.
— Человек рождается для того, чтобы жить в мире с собой, своей душой. Если будет мир внутри человека, будет он и снаружи.
Я отношусь к нынешним событиям, происходящим на улицах наших городов, отрицательно. В стране существует закон, порядок, и их надо соблюдать. Но, к сожалению, получается не совсем так. Власть светская просит не выходить на улицу во избежание нехороших последствий, провокаций. Власть церковная — идти в храм молиться. В итоге получается, что в церковь идут десятки, а на улицу — сотни. И это ненормально. Дух противления — это плохо.
Пока каждый не осознает, что внутри его нет мира, ничего хорошего не будет. У себя в душе порой бревна греховные, а мы ищем маленький сучок у своего ближнего. Все беды и проблемы надо искать внутри себя, а не выплескивать их на улицу.
Иной мирный человек ничего не говорит, просто молчит, но с ним радостно, легко и спокойно. Но есть люди злые, у которых эта злоба так и кипит в душе. И с такими тяжело находиться рядом. Зачастую именно последние и проявляют свое недовольство в общественных местах.
К миру призывают и светская власть, и церковная. Но дело в том, как мы этот призыв слышим. Господь нам дал дар рассуждения: что такое хорошо и что такое плохо. Да, невероятно сложно перешагнуть через себя, свои амбиции. Но сделать это надо. Ради мира, спокойствия, своих детей, тех же стариков, которые в своей жизни сделали очень много для сегодняшней молодежи.
— Наша страна всегда отличалась высокой степенью толерантности к разным религиям. Это одна из ментальных черт белорусского народа, потому что межконфессиональный мир царил и в предыдущих формах государства — Великом княжестве Литовском, Российской империи. Если и случались религиозные распри, скорее это были привнесенные извне тенденции, нежели внутренний конфликт.
Современная Беларусь в полной мере унаследовала традиционную конфессиональную толерантность. Уже имея возможность устанавливать правила игры самостоятельно, государство сделало все необходимое, чтобы в обществе не было никакой дискриминации по признаку религии. Все традиционные конфессии имеют равные возможности в отношениях с государством.
Нынешнее обращение особенно важно, потому что религиозные лидеры сохраняют значительный авторитет в обществе.
Кроме того, после событий в августе мы видели, что извне были попытки раскачать Беларусь, в том числе по межконфессиональному признаку, политизировать отдельные конфессии (в первую очередь католиков), привнести нетрадиционные для христианской религии мотивы (нападки на государственную власть, оценки отдельных священнослужителей по вопросам политической повестки страны).
Немаловажно, что обращение вышло одновременно с решением Главы государства о восстановлении позиций архиепископа Кондрусевича и визитом представителя Папы Римского в Беларусь. Я считаю, что в начале такого диалога обращение лидеров четырех конфессий укрепит созидательную дискуссию в обществе, в основе которой, несмотря на разные позиции людей, все равно должны быть общие ценности: мир в Беларуси и суверенное развитие нашей страны.
— Наше государство всегда направляло политику на межконфессиональный мир и диалог. В отличие от некоторых соседних стран, где имеются церковный раскол, столкновения на религиозной почве и захваты храмов, в Беларуси подобного никогда не было и не будет. Все традиционные конфессии нашей страны могут реализовывать потребности в рамках действующего законодательства, а граждане — исповедовать ту или иную религию.
Президент не единожды подчеркивал, что политика нашего государства основывается на традиционных белорусских ценностях, которые в большинстве сопрягаются с основными положениями традиционных конфессий. Опять же в отличие от некоторых сопредельных стран. Поэтому у нас конфессии активно сотрудничают с государством по многим сферам.
Исторически сложилось так, что Беларусь находится на перекрестке различных вероисповеданий: православные, католики, мусульмане, иудеи, протестанты. Все эти конфессии для нас являются традиционными. И такая поликонфессиональность выработала определенную традицию толерантности.
Постоянный межконфессиональный диалог подчеркивает традиции взаимоуважения и демонстрирует, что наше государство не становится на сторону одной конфессии, а является гарантом религиозного мира и сотрудничества. Мы стремимся избежать политизации религий, не допустить превращения конфессий в партии. Их функция — культовая.