СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Вместе Беларусь и Китай способны на многое. За 17 лет в Беларуси с помощью Китая реализованы 27 стратегических промышленных проектов более чем на 5 миллиардов долларов.
Во время встречи с Премьером Государственного совета КНР Ли Цяном, 22 августа 2024 года
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Вместе Беларусь и Китай способны на многое. За 17 лет в Беларуси с помощью Китая реализованы 27 стратегических промышленных проектов более чем на 5 миллиардов долларов.
Во время встречи с Премьером Государственного совета КНР Ли Цяном, 22 августа 2024 года
Особый статус
История дипломатических отношений Беларуси и Китая насчитывает не одно десятилетие. Но поистине новой страницей во взаимодействии стал 2016-й. Во время государственного визита в эту страну белорусский лидер Александр Лукашенко и Председатель КНР Си Цзиньпин подписали совместную декларацию Республики Беларусь и КНР об установлении доверительного всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. За этими формулировками — больше, чем слова. Это сигнал для китайского бизнеса, что с нашей страной не только можно, но и нужно развивать максимальное взаимодействие. А в 2022 году и вовсе уровень достиг всепогодного партнерства. Стоит отметить, что страны, с которыми у Поднебесной такая же степень доверительного диалога, можно сосчитать на пальцах одной руки. Все это стало возможным благодаря крепкой дружбе лидеров Беларуси и Китая. Несмотря на геополитическую турбулентность в мире, наши страны наращивают сотрудничество. По итогам 2023-го двусторонний товарооборот достиг рекордных 8,5 миллиарда долларов. Для понимания: рост к уровню 2022 года составил 134 процента. Эксперты прогнозируют, что в 2024-м объемы взаимной торговли значительно увеличатся. Сейчас страны прорабатывают 15 новых стратегических инвестиционных проектов на 3 миллиарда долларов. Один из них был запущен во время визита Ли Цяна в Беларусь. Речь идет о заводе по производству алюминиевых радиаторов.— Это достаточно серьезный проект с китайскими инвестициями. Начало производства было положено 23 августа, — рассказал первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилл Коротеев.
В ближайшее время предусматривается запустить еще ряд проектов с китайскими инвестициями. Один из них — производство изделий из композитных материалов. В первую очередь будет выпускаться спортивный инвентарь, чуть позже — медицинские изделия.
— Еще один проект, который был приурочен к визиту Премьера Госсовета, но уже на территории КНР, — совместное предприятие по производству готовых молочных продуктов из восстановленного сухого обезжиренного молока на территории Китая, — сообщил Кирилл Коротеев. — Как раз на прошлой неделе основные строительно-монтажные работы этого комплекса были завершены. И это знаковый проект.
Ли Цян во время официального визита в Беларусь посетил Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» — стратегический и самый масштабный проект двустороннего сотрудничества. Это высокотехнологичная международная площадка для ведения бизнеса в 25 километрах от Минска с современной промышленной архитектурой, доступной инфраструктурой и экологическими решениями. Все создано для быстрого и успешного развития. На сегодня в парке зарегистрировано 129 резидентов.
— Когда Премьер Госсовета КНР посетил наш парк, то был впечатлен ходом развития и высказал высокую оценку построенному. А также дал поручение нам и нашим акционерам по дальнейшему развитию на следующую пятилетку. Поэтому мы будем планировать и разрабатывать соответствующую программу.
К слову, во время визита Ли Цяна были подписаны документы по выделению технико-экономической помощи Республике Беларусь. И часть средств пойдет на развитие парка.
— Речь идет о финансировании строительства второго жилого комплекса на 173 квартиры. Это арендное жилье. Первый комплекс из 156 квартир уже успешно эксплуатируется. Намерены до конца года приступить к выбору подрядной китайской организации и, соответственно, началу строительства, — поделился первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка».
Лот набирает оборот
Китай — мировой лидер по уровню развития электронной коммерции. Беларусь начала активно продвигать свою продукцию на китайских социальных платформах два года назад, тогда же появился Национальный павильон. Это сделано для продвижения бренда «Сделано в Беларуси» на китайском рынке. Начинали с двух платформ, а сегодня представлены на 11 основных китайских площадках.— За эти два года мы обслужили полтора миллиона заказов. Общий объем продаж — более 8,5 миллиона долларов. А число подписчиков превысило 2,6 миллиона человек. Это хороший показатель. Прирастаем в среднем в год на 50 процентов, — рассказал Кирилл Коротеев.
Сегодня реализуется около 140 видов белорусских товаров. Чаще всего китайские покупатели приобретают отечественный шоколад, отдавая предпочтение горьким видам. Активно берут в Китае соки из Беларуси, особенно облепиховый и березовый. Также пользуются спросом льняные изделия и наш хрусталь.
— Хиты продаж — березовый сок и сухое молоко. Были дни, когда продавалось три контейнера сухого молока и два контейнера березового сока, — отметил специалист.
Продвигаются белорусские товары в Китае через стримы и ролики в социальных сетях. Средним покупателем и целевой аудиторией информационного продукта являются китайцы в возрасте 50+.
СЛОВО ЭКСПЕРТУ
Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук:
— Высокая степень доверия на высшем уровне позволяет реализовывать различные проекты. В КНР Беларусь называют братской страной. Наша республика для великого Китая интересна и важна.
У нас с Китаем понимание есть практически по всем вопросам международной повестки. Мы оказываем взаимную поддержку. В Китае это очень ценят. Равно как и Беларусь ценит конструктивную позицию Китая по вопросам, которые касаются нашей страны. В условиях санкционного давления на Беларусь набирает обороты взаимодействие с Китаем в промышленной сфере. Предприятия, которые лишились возможностей закупки оборудования и комплектующих из западных стран, обращают внимание на китайских производителей. Бизнес в КНР адаптивный. Он чувствует конъюнктуру рынка и делает встречные шаги, чтобы предложить белорусским покупателям свою продукцию.
sichevich@sb.by