Вице-мэр Виктор Лаптев: "На каждую государственную арендную квартиру поступает по 300 - 400 заявлений"

Минск: не утратить бы неповторимость

В Мингорисполкоме очевидная тенденция — омоложение кадров. Председатель и его замы едва перешагнули 40-летний рубеж. С одной стороны, здорово: свежим взглядом легче видеть вызовы времени. С другой — есть резонные опасения: справится ли команда с управлением мегаполисом? Как это изменит стиль руководства? Будут ли оперативно и креативно решаться структурные, экономические и прочие дисбалансы? Эти вопросы и стали поводом для интервью обозревателя «СБ» с Виктором Лаптевым, заместителем председателя Мингорисполкома, курирующим очень непростую сферу — строительство и архитектуру.

10-города-минск-проспект09-080710_новый размер.jpg

— Виктор Сергеевич, начну с главного. Минск по сей день отличает самая длинная очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. На помощь государства, по последним данным, рассчитывают примерно 230 тысяч семей. Как будет решаться проблема с учетом заявленного сокращения жилищного строительства в черте города?

— До конца года планируем ввести 900 тысяч квадратных метров, но к концу пятилетки цифра годового ввода жилья уменьшится до 600 тысяч квадратных метров. В ближайшее время Президенту будет представлен генплан развития города, ключевой тенденцией которого является сокращение объемов жилищного строительства. Минск будет прирастать городами–спутниками. Причем, на мой взгляд, это не должны быть просто аналоги удаленных «спальных» районов. Необходимо параллельно с жилищным строительством именно там развивать и производство. С этой точки зрения наиболее подходящей площадкой выглядит Руденск, где есть свободные энергетические мощности и инфраструктура. Как привлечь туда минчан? Наверное, льготными кредитами, если бюджет будет располагать такой возможностью. Это реальный шанс разгрузить очередь.

Ведь в связи с принятием ряда нормативных актов из 230.195 семей минчан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, всего около 40 тысяч сегодня имеют право на господдержку в виде льготного кредита и строительства квартир по госзаказу. Остальным город предлагает арендное жилье, которого пока еще мало и на каждую свободную квартиру поступает по 300 — 400 заявлений. Понятно, что один госбюджет не сможет закрыть эту нишу спроса. Потому сейчас предпринимаем первые шаги по привлечению к участию в строительстве арендного жилья коммерческих компаний. Первый дом с долевым участием юридических лиц планируем заложить в микрорайоне Магистр. Крупные строительные организации также заинтересовались возведением арендного жилья для привлечения молодых кадров. Это хороший знак. Если же в будущем предусмотреть какие–то стимулы и льготы для участия коммерческих организаций в таких проектах, то программа строительства доходных домов будет продвигаться еще быстрее. Это приемлемый и доступный выход для тех, кто по финансовым соображениям или по каким–то другим причинам не может или не желает приобретать жилье в собственность. Плата за найм такого жилья регулируется государством и значительно ниже рыночной.

Еще один уровень решения жилищной проблемы — долевое строительство. Каждому застройщику при выделении площадки доводится определенный процент квартир, договоры на долевое строительство которых он должен заключать с очередниками и ограничивать свою прибыль 5%. Более того, в этом случае город берет на себя затраты на финансирование внутриквартальных сетей и инфраструктуры.

— Какова сегодня цена квадратного метра жилья, строящегося по госзаказу и в долевом строительстве?

— По итогам минувшего года стоимость строительства жилья с господдержкой составила чуть более 7 миллионов рублей за квадратный метр. В январе стартовая цена в ЖСПК — около 8 миллионов рублей, примерно такой же порядок цифр ожидаем и в новостройках по госзаказу. Их пока всего две. Коробку вывели в микрорайоне Михалово. И в квадрате улиц Охотской и Алтайской УКС Заводского района забивает сваи. Все квартиры уже практически распределены. Что касается коммерческих застройщиков, то они заключают договоры долевого строительства с очередниками по 800 — 1.000 долларов за квадратный метр. Примерно такой сегодня разброс цен на жилье в городе.

— А как идут аукционы по выделению новых площадок? И правда ли, что мест, не обремененных дорогостоящим сносом, в городе уже практически нет? Следовательно, и не стоит ожидать удешевления квадратного метра?

— Недавно мы анализировали суммы, уплаченные победителями аукционов по продаже площадок под жилье. По результатам 9 аукционов город реализовал 8 участков. Пример. Выставлялся лот: 1 гектар с начальной ценой 2 миллиарда рублей. Продан за 2,4 миллиарда. Плюс победитель обязуется возместить имущественные убытки находящихся там организаций. Это еще 5 миллиардов. В районе Грушевка два претендента подняли цену с 9 миллиардов до 80 миллиардов за два куска земли, обремененных сносом еще почти на 60 миллиардов рублей. В квадрате у перекрестка улиц Калинина и Кузьмы Чорного 0,4 га ушли за миллиард при обременении 43 миллиарда. Вот и считайте, сколько будет стоить коммерческое жилье. Нельзя сказать, что свободных участков в Минске нет. Есть места, которые когда–то выделены под застройку, но по каким–то причинам не застраиваются. С учетом стоимости земли в Минске и дефицита площадок будем земли эти забирать и вовлекать в оборот.

— Вот мы плавно подошли к проблеме долгостроев. Недавно меня удивил аукцион по предоставлению площадки под жилье, в котором приняла участие компания, засветившаяся как прародитель долгостроя. Вместо заявленных трех домов с трудом и опозданием на несколько лет сдала только один. От санкций и ответственности уходит, перевыпуская облигации по соглашению с дольщиками, которые не желают возврата обесценившихся белорусских рублей, а хотели бы все же получить квадратные метры. К счастью, не эта фирма выиграла тендер. Но факт ее допуска к торгам озадачил. Как, несмотря на введенные механизмы защиты от подобного рода недобросовестных участников, такое возможно?

— Торги открытые. Участие в них могут принять все. Однако победитель должен будет начать строительство объекта за свой счет и только на этапе 15–процентной готовности привлекать средства дольщиков. Указом Президента введена аттестация заказчиков и подрядчиков. Недавно определен механизм смены застройщика. И у нас уже есть первые претенденты на его применение, взявшиеся построить жилые дома и не справившиеся со своими обязательствами. Тут хотелось бы подчеркнуть: отстраненным от строительства компаниям не удастся остаться безнаказанными. При необходимости будем проводить тщательный анализ движения денег и передавать материалы в правоохранительные органы для соответствующей оценки и квалификации действий руководства. Всего в городе около 5 подобных долгостроев. Некоторые пришлось доводить до ума госорганизациям. Теперь имеем проблему. Прежний заказчик разбазарил деньги, госорганизации достроили объект, граждане–дольщики полностью квартиры профинансировали и теперь не желают ничего доплачивать. Кто будет латать финансовую дыру? В этих вопросах еще предстоит разобраться, не исключено, что и правоохранительным органам.

— Не так давно в городе назначен новый главный архитектор. Какие задачи вы ему ставите? Какой будет градостроительная политика? Предполагает ли она бережное отношение к историческому наследию?

— Новая градостроительная политика образно сформулирована Президентом, как «огранка столицы». Будем наводить лоск за счет обновления традиционных форм, объемного проектирования и благоустройства с целью создания архитектурного комфорта, яркого образа города, но обязательно с сохранением богатого исторического наследия и уникального природного ландшафта. Вот почему актуализирована законодательная и техническая нормативная правовая база, приняты новые, определяющие требования к размещению объектов и организации проектирования.

— Как вы относитесь к идее объединения Минска и Минского района? Может, нам следовало бы по аналогии с проектом «Большая Москва» сделать «Большой Минск»?

— Идея такая витает в воздухе давно, однако пока не получила четкие очертания. Значит, еще не пришло время для ее реализации.

— Наша страна довольно динамично движется в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса». Однако по двум параметрам — подключение к энергосетям и получение разрешения на строительство — занимает очень непрезентабельные позиции из–за большого количества бюрократических процедур. Многие предприниматели Минска жалуются на то же: заявленное «одно окно» для решения проблем бизнеса не работает. Как собираетесь решать проблему?

— Я еще очень недавно в должности, руки до всего не дошли. Однако, если проблема существует, готов ее обсуждать с бизнес–сообществом и вырабатывать совместно оптимальные решения. Власть открыта для диалога и заинтересована, чтобы меньше было нареканий, жалоб и претензий. Наша цель: и гражданам, и предпринимателям должно быть комфортно жить и работать в городе. Это главное.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 45 (24675). Вторник, 10 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter