Победитель «Фактор.by» Даниил Савеня — о службе в армии, планах на создание семьи и слагаемых счастья

«Минор мне ближе»

За уникальный голос его называют молодым Паваротти. Но 20‑летний незрячий вокалист удивляет не только этим. Ему не нравится, когда пишут, что он чего-то достиг «вопреки проблемам со зрением». Хотя как не акцентировать на этом внимание, если списываешься в мессенджере с человеком, который с младенчества ничего не видит, а в ответ получаешь обычные текстовые сообщения? А как не удивляться, когда он обращается к ­­Президенту с просьбой зачислить его в ряды Вооруженных Сил и получает на это добро? Да, уже две недели Даниил Савеня проходит службу по контракту в Академическом ансамбле песни и танца Вооруженных Сил Беларуси. И это отличный повод поговорить с уникальным артистом-патриотом о Родине, творчестве и любви.

Дух — боевой

— Даниил, как служба идет?

— Отлично! Я прошел курс молодого бойца, идеологическую подготовку, даже научился выполнять неполную сборку-разборку автомата Калашникова. Мое время — 1 минута 25 секунд. Не так быстро, как у зрячих, но результат тоже неплохой. Служу в ансамбле по единым для всех правилам. Солирую и пою в составе хора. В 9 утра — распевка, с 10:00 до 13:00 — работа над произведениями, репетиции с оркестром и без него, изучение партий. Первый концертный показ запланирован на 20 сентября.

Как и для всех военнослужащих, для меня предусмотрены обязанности на случай боевых действий. С ними ознакомлюсь чуть позже. Из-за зрения они будут, безусловно, несколько иными. Скорее всего, войду в состав концертной бригады и буду выступать с концертами на передовой. Не исключаю возможности изучения азов радиосвязи и ведения переговоров. Я готов выполнять любые посильные для меня обязанности.

— Ожидал, что ­­Президент даст согласие на твою службу?

— Честно? Я рассчитывал на это!  
Глава государства неоднократно говорил, что Беларуси нужна патриотично настроенная молодежь. И вообще, наш ­­Президент очень чуткий к таким вопросам — живо откликается на искренние потребности. Хотя, признаюсь, слово «патриотизм» употребляю крайне редко. Стараюсь, чтобы было больше дел, а не слов. Любовь к Родине — это не только о чувствах. Это прежде всего о поступках.
Интервью со вкусом капучино.

— Ты в стихотворении написал, что ничего не просишь у Бога для себя — только чтобы он Родину сберег. Откуда это желание?

— Во-первых, о себе я могу позаботиться сам. А за Родину, когда слышишь новость об очередном беспилотнике, пересекшем нашу границу, становится очень тревожно. Я лично не могу оградить Беларусь от всех бед, это не в моих силах. Но очень этого хочу. Во-вторых, я много читал книг о Великой Отечественной войне, в том числе о подвиге безногого летчика Маресьева.

В конце концов, как можно не переживать за свою страну, родину, государство? Причем для меня лично эти три понятия неразрывны. Родина — это место, где мы выросли, дом, где мы живем, близкие, друзья. Страна — это наша общая территория. А государство — свод законов и правил, которые нас объединяют. Все это мне очень дорого. Я считаю, все жители Беларуси, в том числе и оппозиция, должны работать на общую цель — сохранять и укреплять родину, страну и государство. Причем не голословно. Назвал себя патриотом — подкрепи конкретным делом. Призвал к этому — покажи личным примером.

— А когда закончится контракт, что будешь делать? Пением планируешь зарабатывать на жизнь?

— Пение — это, конечно, хорошо. Но не дай бог что-то случится с голосом. Преподавание, как показала двухлетняя практика в колледже, не мое: не хватает терпения. Поэтому в недалеком будущем планирую освоить дополнительную специальность — массажиста, чтобы зарабатывать руками.

Выступление во Дворце Республики.

Самостоятельность и статус холостяка

— Насколько тебе особенность по зрению осложняет жизнь?

— Не сильно на самом деле. Когда спрашивают, хочу ли, чтобы у меня была способность видеть, отвечаю: нет. Потому что придется полностью переучиваться жить, переосмысливать ценности. Мне кажется, я стану другим человеком и, может быть, что-то важное утрачу.

В быту я в основном самостоятелен. Живу один на съемной квартире и добираюсь на службу на метро. Иногда ленюсь, вызываю клининг для уборки. Но только потому, что они ее сделают более качественно и быстрее, чем я. Многие мои незрячие знакомые живут с мамами. Но не чтобы те их обслуживали, а потому, что это привычка или им нравится, когда близкий человек рядом.

— Кто твои авторитеты, для которых инвалидность — не бремя, а трамплин возможностей?

— Раньше называл Алексея Маресьева, Алексея Талая. Они и сейчас для меня Личности. А с недавних пор примером для подражания стала… моя девушка. Она, как и я, незрячая, при этом чемпионка России по плаванию. Это про нее сказано «комсомолка, спортсменка и просто красавица». Тренируется так, что периодически сбивает в кровь руки. Восхищаюсь ею.

С Дианой Гурцкой. 

— Как познакомились?

— Обыкновенное сводничество (смеется), но я был не против. Наша общая подруга мне о ней рассказала: такая чудесная, образованная, пишет стихи. Есть специальное интернет-сообщество, где общаются слепые из разных стран. Я зашел на ее канал в Telegram — и все, понеслось. Общение длится больше года, встречаемся около восьми месяцев.

— Может, уже задумывался о смене статуса холостяка?

— Конечно. Я совершенно не подхожу для разовых отношений. Привык открываться и отдавать человеку много. А зачем ценный ресурс расходовать вхолостую? 
Семья — это один из главных принципов моего существования. Потому что без нее — кто мы? Когда приходишь домой, а тебя ждет человек, с которым можно поделиться, как прошел твой день, — это здорово. 
Когда моя девушка завершит учебу, мы планируем съехаться и создать семью.

— А со зрячей девушкой у тебя не могло быть отношений?

— Они на меня, честно признаться, особого внимания не обращают. Я реально смотрю на вещи. А девушка с такой же особенностью меня поймет и примет. Подобное тянется к подобному.

— Готов к тому, что у тебя может по­явиться незрячий ребенок?

— Такой расклад не исключен. И я к этому вопросу подхожу максимально трезво и осмысленно. Продление рода у людей с инвалидностью налагает куда большую ответственность, чем у здоровых. Не только перед обществом. Прежде всего перед тем, кто появится на свет. Сейчас есть возможность делать генетические тесты — прогнозировать вероятность появления ребенка с нарушением зрения. И я этой возможностью обязательно воспользуюсь.

Но если буду понимать, что мой ребенок будет слепым даже с вероятностью выше 40 процентов, то, скорее, откажусь от этой идеи. Не потому, что я не смогу его воспитать. Смогу. Но я должен осознавать, что обрекаю малыша на судьбу инвалида.  
Дети — это не наша собственность. Это не то, чем можно рисковать, играть, пробовать. Наследники нужны не чтобы тебе стакан воды приносили в старости. В первую очередь их нужно вырастить, воспитать и научить самостоятельно жить в этом мире.
Занятия с педагогом по вокалу Еленой Атрашкевич.

Грусть — основное состояние

— Тяжело было состязаться в вокале со зрячими?

— В конкурсной деятельности я давно. И всегда выступал наравне со здоровыми артистами. Интеграция людей с инвалидностью в любой сфере, особенно в творческой, — самый правильный, прогрессивный подход. Артисты должны быть вместе, не замечая «особенностей» и по возможности избегая специальных номинаций, которые это подчеркивают. Есть, конечно, виды деятельности, где этого нельзя избежать, например плавание. Там мы изначально в неравных условиях: здоровые по умолчанию будут и маневреннее, и быстрее нас, потому что видят и ориентируются, как и куда плывут. В таких случаях не обойтись без классификаций и разделения. Но что касается вокала, то голоса у нас работают одинаково.

— Когда поешь, что чувствуешь?

— Я становлюсь героем песни. Проживаю образ, глубоко погружаясь в мелодию и слова.

— Мажор или минор тебе ближе?

— Однозначно минор. Я лиричный человек. И грусть мое основное состояние. Темперамент тоже соответствующий, с большой долей меланхолического.

— То, что ты не видишь света софитов и реакции зрителей, хорошо или плохо?

— Возможно, это помогает сосредоточиться.  
Реакцию зрителей я отслеживаю по аплодисментам, по тому, как они подходят после выступ­ления и благодарят. Только не люблю, когда кто-то резко хлопает по плечу. Тактильный контакт с незрячими нужно предварять голосом, сообщить о своем приближении. Это важно. Мы ведь не видим, с кем имеем дело.
— Правда, что ты очень ранимый?

— Да, я сильно чувствительный. Вот ставлю, например, перед собой задачу перестать читать комментарии в интернете. Хоть большинство из них доброжелательные, но часть — откровенно враждебные, колючие, оскорбительные. И знакомство с ними способно меня «погасить» на целый день. Все советуют: брось их смотреть. Но все-таки тянет узнать обратную связь. Пока не нашел золотой середины.

— Ты говорил, что о победах на конкурсах никогда не думал, а просто пел. Амбиций, выходит, у тебя совсем нет?

— Как это нет? (Насупился.) Если бы их не было, я бы нигде не участвовал! И на службе меня бы сегодня не было.  
Нет амбиций — нет устремлений. Другое дело, когда ты думаешь о победе как о главной цели. Тебя это разлагает, делает завистливым, злым, сомневающимся, сравнивающим и, как результат, постепенно теряющим веру в себя. Нездоровая зацикленность — это всегда проигрыш.

Деньги как ресурс

— За победу в «Фактор.by» тебе подарили автомобиль. Рад этому? Вообще, насколько велика в тебе потребность в материальных благах?

— Я, признаюсь, точно не аскет. Машина для нашей семьи была очень важна. Это крутой и необходимый подарок. Ведь у меня еще сестра и брат. А к деньгам я отношусь как к ресурсу, благодаря которому можно стать счастливее и сделать счастливее других, прежде всего свою семью. Я не ставлю цель заработать как можно больше, потому что в могилу с собой все деньги мира не унесешь. Но если вдруг у меня появятся большие деньги, обязательно займусь благотворительностью.

Момент награждения на телешоу «Фактор.by».

— Назови составляющие твоего счастья.

— Семья и девушка входят туда по умолчанию. Причем родители, брат и сестра — это мои корни, мое прошлое и настоящее. А девушка — это продолжение, мое будущее. Также для меня очень важны любимая работа и возможность заработка. Раз решил жениться, надо и крышу над головой иметь. (Улыбается.)

Хотя, по большому счету, счастье — в мелочах. Вот сейчас, например (с удовольствием потягивается), ветер так приятно обдувает лицо, чувствую тепло солнечных лучей на коже. Предполагаю, на небе ни облачка. Мы с вами так хорошо общаемся и пьем кофе. Сегодня я пел, а вечером приду в квартиру, лягу на диван и буду скролить ленту в TikTok, где у меня много познавательной информации. Ну и, конечно, в любой момент могу написать о своих чувствах любимой девушке. Вот видите, как много у меня всего есть, чтобы быть счастливым.

С сестричкой Сашей. Детство в подсолнухах. 
С братишкой Ромкой.
— Есть вещи, которые ты никогда не простишь?

— Есть неприятные ситуации и поступки, которые происходят потому, что мы сами чего-то недоглядели, упустили, на что-то не обратили внимания. Все это долго копится, и в результате человек срывается, обижает или обижается. И да, в моменте это больно. Но потом проходит время — ты понимаешь, что был повод и причина. Поэтому простить можно все. Пока мы живы, есть возможность все исправить и наладить.

Родители Даниила — Анжела и Роман. 

— Во что ты веришь?

— Понимаю, что есть высшие силы, потому что многие совпадения логикой объяснить невозможно. Но выражение «на все Божья воля» меня не устраивает. Потому что оно исключает нашу ответственность, инициативу, действия. Если в глобальном мироустройстве от меня ничего или крайне мало зависит, то, что касается меня самого и моего окружения, надо не полагаться на манну небесную, а планировать, предпринимать, трудиться. Может, на кого-то в душе и надеяться, но и самому не плошать.

В музыке нет ярких предпочтений


— Музыка — мощнейшее оружие, — убежден Даниил Савеня. — Пятью звуками можно человека заставить рыдать всю ночь, а можно из агрессии переключить на милость, миролюбие. Я переслушиваю плейлист, в котором более трех тысяч песен. Там и эстрада, и академическая музыка, и фолк. Отношусь к ней не как искусствовед, который анализирует качество, а как человек души, который с помощью звука себя гармонизирует.

Талант детей — заслуги родителей


Слышал мнение, что талантливыми детьми родителей Бог награждает. Спрашивают у меня: «Твоих за что наградили?» Думаю, это не награда, а успешное прохождение испытания моей инвалидностью, — философствует парень. — Воспитать слепого ребенка, особенно появившегося на свет, когда тифлопедагогика была куда слабее, чем сейчас, адаптировать его — это, без преувеличения, подвиг. Родители дали мне хорошее образование и все, что мне нужно для развития и счастья.

ДОСЬЕ

Родился 10 июля 2004 года в Солигорском районе. Окончил Молодечненскую специальную общеобразовательную школу-интернат и Минский государственный колледж искусств. Стипендиат специального фонда ­­Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Обладатель Гран-при и специальной премии имени Владимира Мулявина на Национальном конкурсе молодых исполнителей белорусской эстрадной песни «Молодечно-2023». Победитель третьего сезона шоу-проекта «Фактор.by».

Фото из личного архива.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter