Численность рыси, по данным охотпользователей, вдвое больше официальных данных. Об этом сегодня на пресс-конференции в Доме прессы рассказал начальник отдела охотничьего хозяйства Минлесхоза Александр Козорез.
Фото: pixabay
— Для начала надо понимать, что у каждого вида есть свой статус. Благородный олень, например, относится к охотничьему виду, и мы знаем о нем все, поэтому тратим деньги на восстановление численности, видим результат. Что мы знаем о рыси? Что она в Красной книге. Ее локализация — в Витебской области и в Беловежской пуще. По официальной информации за 2018 год, ее численность составила 430 особей. Мы недавно собирали неофициальную информацию от охотпользователей — они насчитали 830 рысей. И то, это данные от тех, кто захотел отчитаться. Нет в этой цифре и данных с особо охраняемых природных территорий. Надо признать, что есть проблемы с учетом: если рысь охотпользователи покажут, ее придется брать под охрану, выдавать охранные обязательства землепользователям, скажем, лесхозам. А они не любят это, ведь надо проводить охранные мероприятия, например, ограничивать рубки. Всего по стране передано 9 охранных обязательств на рысь. В то же время мы понимаем, что где-то близки к оптимальной численности — примерно 1,5 тысячи особей, — ввел в курс дела Александр Козорез
Причина роста популяции в том, что не стало двух основных отрицательных факторов. Первый связан с кормовой базой: рысь питается зайцем-беляком и косулей. В последние годы численность последнего животного растет стремительно. Ушел и второй негативный фактор — беспокойство и браконьерство.
— Большинство охотпользователей примерно на половине территорий, наиболее ценных для копытных, где в том числе живет и рысь, ограничивают охоту. Тем самым стимулируют увеличение ее популяции. Нам вполне понятно их стремление сделать этот вид охотничьим, поскольку они видят результат своих трудов, знают опыт других стран. Например, в России рысь можно изымать, в странах Скандинавии, в Прибалтике — там зверь тоже в Красной книге, но изъятия проводятся. То есть механизмы изъятия крупных хищников, определенные модели добычи без ущерба для популяции, когда животных достаточно много, есть, — обратил внимание начальник отдела охотничьего хозяйства.
Но сперва в Минлесхозе намерены провести качественный мониторинг, чтобы собрать полные сведения о рыси, убедиться, что ей ничего не угрожает. Если это подтвердится, будут предложены механизмы по управлению популяцией.
— Что-то, возможно, начнем выборочно изымать. Почему нет? — поделился мнением Козорез.