Мимолетная красота: в оранжерее Ботанического сада можно увидеть рождение бабочек

Впервые в Центральном ботаническом саду открылась уникальная выставка бабочек.



Ждать конца зимы остается целый месяц, да и настоящая весна в наших краях давно опаздывает за календарной – еще долго компенсировать дефицит настоящего солнца придется витаминами и записью в солярий. Однако на ближайшие две недели для борьбы с зимней хандрой и серостью за окном можно выписать еще один рецепт – поход в Центральный ботанический сад, где на выходных открылась уникальная выставка экзотических бабочек. Разумеется, не среди заснеженных просторов и пока мрачных деревьев, а в пышущей красками и жаром оранжерее тропических и субтропических растений. Уже в первый день экспозиция пользовалась завидной популярностью, а гости как один отмечали контраст, на котором ловко сыграли организаторы. За дверьми – снежная пелена и холод в -10 градусов, внутри – буйство зелени, журчащие ручьи, щелкающие клювами попугаи и десятки бабочек невероятной пестроты и расцветки под огромным балдахином.



Под выставку специально отгородили часть оранжереи, иначе гости из далекой Южной Америки и Азии просто бы разлетелись – конечно, порхающих здесь бабочек в естественных условиях в нашей стране увидеть просто невозможно.



Зоозащитники могут быть спокойны – ни одного из насекомых в дикой природе не вылавливали и не депортировали в наши зимние холода, все они выращены на специальных фермах на Филиппинах. Да, в Азии действительно есть такие масштабные фермы – напоминают кварталы парников наших агропредриятий, только «зреют» там не помидоры или огурцы, а бабочки, причем в таких же промышленных масштабах. Сегодня это популярное «производство», а на продукции есть весомый спрос – для таких экспозиций, коллекционеров насекомых и даже салютов из бабочек, выращивают их и в целях сохранения биологического разнообразия, рассказывает младший научный сотрудник НПЦ по биоресурсам Екатерина Сетракова, настоящий эксперт в тематике выставки:



 - На этих фермах выращивают не только бабочек, обитающих в Азии, но также насекомых, чей ареал – Южная Америка, другие территории. Из коконов бабочки появляются прямо на выставке, своими глазами можно наблюдать их рождение насекомого и интересные первые минуты жизни, а уже через полчаса-час увидеть первый полет. Это не первая подобная выставка в Минске, но первая в Центральном ботаническом саду – здесь для бабочек созданы оптимальные условия: нужная температура, влажность. Посетить ее будет любопытно даже тем, кто бывал в странах, где обитают представленные бабочки – большинство из них имеют маскировку и, например, со сложенными крыльями похожи на сухой лист. Так что на прогулке в джунглях их можно просто не заметить, в том числе и поэтому нам пришлось оградить зону выставки – разлетавшись по оранжерее, бабочки бы стали незаметны.



Так что от взгляда не скроются бабочки самых удивительных расцветок, они словно пытаются перещеголять друг друга расцветкой и рисунком на крыльях. Вот «грозовое облако» - экскурсоводы милостиво не пугают посетителей научными латинскими названиями насекомых вроде Hypolimnas Bolina – на внутренней стороне черных снаружи как смоль крыльев прячутся синие и фиолетовые всполохи на темном фоне, будто опытный пейзажист действительно нарисовал здесь грозовой фронт. А вот «рисовая бумага», черные прожилки на крыльях которой словно парят отдельно от нее – белый цвет ее крыльев настолько светлый, что теряется даже в слабых лучах зимнего солнца, отсюда и сходство с очень тонкой, рисовой бумагой. Бабочка "Парусник Румянцева" тоже играет на контрастах, только иссиня-черный на ее крыльях сочетается с ярко-красным цветом.



Перечислять удивительный окрас живых экспонатов можно долго, но некоторые, как, например, калиги, линии на крыльях которых складываются в оптическую иллюзию – большие глаза хищной птицы, еще просто не успели вылупиться из кокона. 



Так что выставка естественным образом постоянно пополняется, а ее наполнение меняется - и через неделю здесь можно будет застать другой список «участников». За рождением бабочек с интересом наблюдает едва ли не больше посетителей, чем за их уже ставшими на крыло собратьями. Оказывается, из кокона они появляются со сложенными и очень мягкими крыльями, а уже затем они расправляются и принимают нужную жесткость – несмотря на кажущуюся сложность процесс, уже через полчаса бабочка может перелететь с места на место, а через час – по-настоящему парить.



- Ой, а она и вправду родилась 20 минут назад и уже готова лететь? А кто ее будет учить, или это у нее в рефлексах? И у них при рождении такие маленькие крылышки, все измятые, словно из стиральной машины? – удивляется Александра, студентка лечебного факультета Белорусского государственного медицинского университета, наверняка, до этого дня она узнала куда больше об устройстве человека, нежели бабочки. – Я знала, что бабочки появляются из коконов, но не представляла, что это происходит так быстро. Очень интересно!



- Кстати, жизнь бабочек не так скоротечна, как кажется – даже эти экзотические особи могут жить по две-три недели. А традиционные для наших климатических условий бабочки могут жить до девяти месяцев и даже перезимовать, спрятавшись, например, в полостях деревянного дома. Поэтому бывает, когда солнце по весне начинает светить ярче, в доме откуда ни возьмись появляется бабочка, - объяснила экскурсовод Центрального ботанического сада Ирина Аношенко. – В нашей оранжерее ярких бабочек дополняют экзотические растения: антуриум с ярко-красными листьями, гузмания, орхидеи фаленопсиси – переводится как «подобные бабочкам». Цветы и бабочки как раз друг друга дополняют. Когда сюда приезжают групповые экскурсии, дети бывают настолько очарованными, что даже не хотят уезжать.



Самостоятельно убедиться, насколько хорошо дополняют друг друга экзотические бабочки и такие же цветы можно до 19 февраля – выставка работает с 9 до 17 часов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter