Михаил Ревуцкий: «Беларусь настолько в эпицентре мировых событий, что культура становится большой политикой»

Заведующий отделом новостей культуры главного информационного телеканала страны «Первый информационный» Михаил Ревуцкий — личность легендарная, и не только для молодых телевизионщиков, делающих первые шаги в профессии: не одно десятилетие в эфире белорусского телевидения в финалах репортажей звучат его «позывные». Сегодня мы поговорим о том, может ли культура быть вне политики, где корни исторической памяти и каково это — будучи успешным профессионалом, вновь примерить на себя роль студента.


— Михаил, вы недавно снова сели за парту — поступили в Академию управления при ­Президенте Беларуси. Как ощущения?

— Причем поступил только со второго раза, и мне не стыдно: я понимаю, насколько в академию большой конкурс! В прошлом году я был в очень хорошей творческой форме и думал: вот, я готов, меня должны принять просто за мой опыт, за то, что я Ревуцкий. Но оказалось, что все намного сложнее. Кроме того, тогда поступал и мой сын — и мне, конечно, было важнее, чтобы у него все получилось. А для меня это был урок: ко всему нужно готовиться трезво и серьезно. Так что я сделал вторую попытку и в этом году поступил с хорошими баллами. Конечно, сейчас нужно перестраиваться, установочная сессия на пороге. Что до возвращения к учебе: надо помнить, что самоучек не бывает. И Глава государства для нас в этом пример: он окончил педагогический институт, затем сельхозакадемию и дальше учится всю жизнь.

— Ваше поступление совпало с запуском «Первого информационного» телеканала. Как вы справились?

— У меня была только одна мысль: я не должен никого подвести.

— А как вам работается в новом формате, с новыми проектами? «Первый информационный» — это круто?

— Да! Он такой телегеничный, на самом деле! Я включаю и залипаю, честно. Для меня там много точек притяжения, которые создают мои коллеги. Я сам делаю проект «Метадата» и ощущаю постоянное вдохновение и информационную подпитку. Белтелерадиокомпания дала возможность журналистам показать себя в любых формах. Наконец‑то случилось то, чего мы давно хотели! Журналисты новостей культуры — это такие хулиганы эфира. За минуту ты не объяснишь, что происходит, допустим, в Большом театре. И новый телеканал — это огромный подарок. Теперь есть и эфирное время, и возможности. Пожалуйста, только могите и делайте! 
Кажется, где взять столько культурных новостей? Но Беларусь сегодня настолько в эпицентре мировых событий, что культура становится большой политикой.
— И в связи с этим вопрос: а культура может быть вне политики?

— Искусство на сцене — может. Но человек культуры — нет. Ты все равно влияешь на ситуацию, на тебя влияют внешние факторы… И люди культуры должны помнить, что экономика, валовой продукт важны и для них. А кто их иначе профинансирует? Почему на самом деле у нас такие недорогие билеты в театры? Потому что есть попечительство государства.

— Все мы родом из детства, своими жизненными принципами вы тоже обязаны воспитанию и семейной истории?

— Мой двоюродный дед — пионер‑герой Марат Козлов. 11‑летний разведчик, связной партизанского отряда на моей родной Быховщине. Его схватили фашисты, чудовищно пытали и убили… 7 мая 2025‑го, в канун юбилея Великой Победы, ему как раз могло бы исполниться 95 лет. А теперь представьте, что вас каждый день водят в детский садик, а рядом — памятник. Что школа, в которой вы учитесь, носит имя Марата Козлова. И вы знаете, что это ваш дедушка. Что он находится в пантеоне героев и что все его поступки шли от убеждений. Одно время начали говорить, что, мол, это все советская пропаганда, что пионеров‑героев использовали, — ничего подобного! Это ведь местные жители подняли этого мальчика на щит: они нашли его тело, похоронили и охраняли этот холмик. И сейчас там все ухожено, и пионеры возлагают цветы. Но ведь еще в 1950‑е местные власти начали собирать деньги на памятник. 
И поэтому, когда я вижу, что в мире происходит, когда узнаю, как в странах Балтии, в Украине сносят военные мемориалы, у меня только один вопрос: люди, что ж вы делаете?! 
А ведь эти настроения начались сразу же после развала СССР, в 1991‑м, мгновенно. И я представляю, как кто‑то мог бы захотеть снести памятник моему деду — ребенку, который пострадал от рук фашистов и собой символизирует весь этот ужас войны. В какие игры хотят втянуть нашу память!

— И в противовес этому безумию, возрождению нацизма Беларусь открывает новые мемориалы на местах трагедий, происшедших во времена немецко‑фашистской оккупации…


— К слову, с точки зрения культуры расследование преступлений нацизма и открытие новых памятников на местах трагедий дало толчок развитию белорусской монументалистики. Взять, к примеру, мемориал в деревне Ола: будучи журналистом, ты видишь глазом телевизионщика, насколько все это берет за нерв, как смотрится, обыгрывается через камеру. Но после сразу выстраиваешь для себя маршрут памяти, чтоб побывать в этом месте в первую очередь как человек. Потому что у меня есть дети, и они настолько ранимо относятся к памяти о войне… Им многое рассказывают в школе, и очень хорошо, что делается упор на патриотическое воспитание, но и родители тоже не должны оставаться в стороне.

— Порой приходится слышать мнение мамочек: мол, рассказы о войне наносят детям психологическую травму, потому надо бы их оградить от этих ужасов. Вы согласны? И можно ли травмировать памятью?

— Наше поколение это не травмировало. Тот же фильм «Иди и смотри» к нам пришел, когда мы были в возрасте главного героя. А еще в детстве родители нас брали в профсоюзные экскурсии, и это всегда были «Хатынь» и «Курган Славы». Нам не надо сегодня прорабатывать какие‑то страхи и боли, идущие с детства. И я понимаю трепетное отношение к этой теме нашего Главы государства: он сам отец, он наш Батька и, кроме того, он педагог — от этого очень многое идет в воспитании граждан и в системе образования. 
К слову, о личном отношении: ­Президент очень похож на моего отца, и во время первых выборов, в 1994‑м, когда все присматривались, я, совсем юный еще человек, свой выбор уже сделал. Могу сказать, что вырос вместе с суверенным белорусским государством.
Оглядываясь назад: кто сейчас скажет, что ­Президент в тех или иных своих решениях был не прав? За это время он нас ни разу не подвел. Прекрасно, что в стране есть лидер, и наша задача, каждого на своем месте, — ему помочь. Слушать его и главное — слышать. Причем Главе государства доверяют не только люди старшего поколения или средней возрастной группы: обратите внимание, как ролики с ­Президентом рвут молодежный TikTok — это не подделать. Каждая фраза мгновенно становится «вирусной», причем за все годы Александр Григорьевич ни разу не повторился. Так что сегодня быть с ­Президентом — это модно, это современно, это в тренде. Пожилые люди, средний возраст, молодежь — насколько мы вместе! И все благодаря одному человеку.

— 11 октября в Молодечно стартует «Марафон единства». Как вы оцениваете творческую составляющую этого проекта?

— Я был в «Минск‑Арене» на концерте в День народного единства и как телевизионщик могу поделиться впечатлениями: ты видишь новые лица и для тебя они становятся настолько родными, ты понимаешь, что они попали сразу в твое сердце. Артисты одного региона перед глазами, затем другого… 
И оказывается, что наша Беларусь на самом деле и не такая простая, как многим казалось, и не такая маленькая. Каждый регион, каждое местечко приносит в общую картину свою краску, богатства культуры хватит на всех. 
И прекрасно, что за время существования нашей молодой страны мы это богатство не расплескали, не исказили до какого‑то эпатажа, вульгаризма, а действительно сберегли и смогли поставить на профессиональную основу.

— И на контрасте мы сегодня становимся свидетелями кризиса западной культуры, которую добивает либеральный диктат...

— Я бы назвал это «большая отмена». Взять новый скандал с P.Diddy — это похлеще, чем скандал с островом Эпштейна. И всех звезд, кто к нему причастен, тут же начали «отменять». Если кто‑то не в курсе, о чем речь, то и слава богу — в нашей жизни это и раньше не задавало тон, а сейчас тем более. От западной культуры нам останутся The Beatles и Элвис Пресли, а дальше начинается просто продюсерский продукт. Все это скользит мимо культуры, это фон жизни, какая‑то подсветка, но не более. 
А уж если мы сами что‑то создаем — то на века. И то, что было в XIX, XX веке, не отторгаем и в утиль не списываем. 
Беларусь нельзя назвать закрытой страной, но нам очень повезло, что мы понимаем ценность своих традиций, славянской культуры, что мы сохранили базу, которую дает нам православие — не случайно ведь именно его выбрал святой князь Владимир…

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter