Интерполу Беларуси - 25 лет

Международный розыск — дело тонкое

Сотрудники Национального центрального бюро Интерпола — люди непубличные. Но часто именно они — единственная ниточка между силовыми структурами разных стран, и от работы этих «дипломатов в погонах» во многом зависит успех большинства международных операций правоохранительных органов. В канун 25–летия белорусского бюро мы получили возможность поближе познакомиться с этой службой.


Создание в милиции 10 декабря 1993 года совершенно новой структуры было связано не только с тем, что независимая Беларусь начала самостоятельно выстраивать отношения с другими странами, но и с появлением прежде не характерных для нас торговли людьми, транзита наркотиков, мошенничеств с использованием высоких технологий, экономических афер. Они все больше становились транснациональными. Стало понятно, что без сотрудничества с коллегами за рубежом невозможно противостоять международным преступникам. Изначально в службе было всего 12 человек.

Те времена отлично помнит Кирилл Михасенко, оперуполномоченный по особо важным делам. Он был одним из тех, кто начинал выстраивать взаимоотношения с иностранными коллегами. А на службу его и еще несколько студентов лингвистического университета пригласил пришедший на факультет английского языка представитель МВД: «Так я и попал в бюро. Поначалу никто особенно не знал, что это за подразделение. Это сейчас все упорядочено, люди занимаются каждый своим направлением. А тогда, в 1990–х, все занимались всем». Теперь уже подполковник милиции Михасенко, как и другие сотрудники бюро, в то время старался получить из–за рубежа информацию, которая позволит противостоять преступности в своей стране. А тогда ведь к иностранным правоохранительным органам относились настороженно. Представьте: обмениваться с ними внутренними оперативными сведениями, не зная наверняка, кому можно доверять и правдива ли предоставленная информация?

Какие требования предъявляются к кандидатам в бюро? Знание как минимум одного из официальных языков Интерпола — английского, французского, испанского, арабского и соответствие общим требованиям для сотрудника милиции. К тому же нужно быть компетентным в деятельности всех служб МВД.

Сегодня в НЦБ есть отделы международного розыска и экстрадиции, противодействия транснациональной преступности, обработки оперативной информации. Какие требования предъявляются к кандидатам на службу? Соответствие общим требованиям для сотрудника органов внутренних дел и знание как минимум одного из официальных языков Интерпола — английского, французского, испанского, арабского.

Старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела международного розыска и экстрадиции НЦБ Интерпола Беларуси подполковник милиции Леонид Рахленко приводит цифры: за 25 лет по линии Интерпола разыскивались 1.500 человек, 850 из них были найдены за рубежом. География стран, где скрывались разыскиваемые, достаточно широка: Австралия, Таиланд, Марокко, Индия, Ливан, ОАЭ, Сирия, Турция, Аргентина, Парагвай, США, Эквадор, страны Европы и другие. Например, в прошлом году вернули домой скрывавшегося в Хорватии белоруса, он 15 лет незаконно строил и продавал в Минске дома. 

Бюро помогает и в идентификации неопознанных погибших людей. Международной полицией в большинстве государств–членов созданы базы данных, в том числе ДНК–профилей неустановленных трупов, близких родственников без вести пропавших. По линии киберпреступности в среднем за год в бюро поступает около 50 материалов. Самые распространенные составы — мошенничество через интернет, компьютерный саботаж, несанкционированный доступ к информации, незаконные операции с чужими банковскими карточками.

С трапа — прямиком в СИЗО. Экстрадиция из Португалии в Беларусь разыскиваемого обвиняемого. Начало 2000-х.

— Используя данные генерального секретариата Интерпола, мы помогаем вычислять подозреваемых в экстремизме и терроризме (недавно при въезде в Беларусь задержали иностранца, объявленного в международный розыск как участника ИГИЛ, который обвиняется в очень серьезных, кровавых преступлениях), кражах паспортов, произведений искусства, антиквариата и транспорта, — замначальника НЦБ Интерпола — начальник отдела противодействия транснациональной преступности Алексей Вершель рассказал и о том, что сейчас в базе генсекретариата Интерпола — более 10 тысяч похищенных в Беларуси машин, а всего — более 7 млн. — Также обмениваемся данными по агрессивно настроенным болельщикам, которые могут представлять опасность общественному порядку. Кстати, сейчас мы работаем над тем, чтобы каждый сотрудник ОВД имел быстрый доступ к информации банков данных Интерпола.

...Сотрудники НЦБ сумели доказать зарубежным коллегам, что и в борьбе с преступностью Беларусь — надежный партнер. И что здесь не отгораживаются бюрократическими барьерами, а при возможности идут навстречу.

КСТАТИ

За 25 лет по линии Интерпола разыскивались 1.500 человек, 850 из них были найдены за рубежом.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter