На прошедшей XXX Минской международной книжной выставке‑ярмарке имел честь презентовать свою четвертую книгу. Как писали коллеги, «с говорящим названием»: «Чему учить детей». На выставке подходили читатели за автографами, задавали острые вопросы, в том числе и такие: «Ну и чему же?» Вот по поводу некоторых диалогов хочу порассуждать вместе с вами. Как раз между каникулами весенними и летними.
Как у нас
Знаете ли вы, например, что вовлеченность подростков во всяческие интернет‑акции (в том числе и деструктивные, как в случае с недавним «Рёданом») начинается с 5‑го класса? С пя‑то‑го! Так что если кто из родителей думает, мол, есть еще время на воспитание — нету его! И они, западные интернет‑технологии, нам этого времени не дадут, с каждым месяцем вовлекая все более младших, а следовательно, все более беззащитных школьников и школьниц.
Что с этим делать, честно говоря, не знаю. Забирать смартфоны — а потом? Заставлять детей читать? Принудительно чем‑то другим занимать? Безусловно, и это тоже надо делать не покладая рук — и в семье, и в школе, и во всей системе образования. Оно, кстати, и делается, стоит только посмотреть на график мероприятий для детей, реализуемых на каникулах в хорошей минской гимназии, например в 30‑й.
И однако все это напоминает мне войну с джинсами и жвачкой. Жвачка и джинсы тогда — в 70 — 80‑х годах прошлого века — победили.
На чем я хочу с вашей, читательской, помощью настоять, так это на ужесточении законодательства. Побудить наших депутатов оформить некоторый государственный стандарт, которому граждане страны обязаны следовать. О-бя‑за‑ны — следовательно, и за соблюдением индивидами такового стандарта обязаны проследить и родители, и образование, и правоохранители, и все общество.
«В марте 2024 года вступят в силу два закона: один запретит лицам младше 18 лет использовать соцсети с 22:30 до 06:30. Кроме того, все пользователи будут обязаны подтверждать свой возраст. Эти законы откроют возможности для подачи исков в связи с причинением детям вреда интернет‑ресурсами» — знаете, кто такие законы подписал? Губернатор штата Юта! Аналогичные инициативы продвигаются в Арканзасе, Техасе, Огайо и Нью‑Джерси.
А еще в США «подготовили запрет на использование VPN, нарушителям грозит наказание в виде штрафа до $1 млн и до 20 лет лишения свободы». Как же все поправки, свободы и прочие права? Вот отсидишь 20 лет, выплатишь миллион, тогда и узнаешь.
Мы часто — и справедливо — обзываем американцев разными словами, но тут, надо признать, они нас опередили. Нам давно пора сделать то же самое, а то и пожестче.
Потому как, скажем, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет запрещено находиться в общественных местах с 23:00 до 06:00 без сопровождения взрослых, правильно? И никто с этим не спорит, верно? А в мессенджерах и соцсетях, которые, как мы теперь точно знаем, опасны гораздо более, — пожалуйста? Это надо исправлять, и срочно.
Как проследить? Да хоть и по аккаунту, там время пребывания отбивается. И это закон, который граждане обязаны соблюдать, следят за ними или не следят. А нерадивых родителей и принудить можно.
Пройдет время — общество привыкнет и само начнет одергивать нарушителей. Как минчане, к примеру, почти не ходят на красный свет: не принято. Научились. Потому что когда‑то научили.
Как у них
Очень много вопросов насчет «закрыть». Запретить тот мессенджер, другую соцсеть, сделать как в Китае, как в России. Но мы — другие. Надо очень четко осознавать место Беларуси в мире, «бери ношу по себе», как говорится, — с одной стороны. И нашу вечную роль перекрестка, постоялого двора, места встречи культур и народов — с другой.
Убери эту миссию, настрой стен и препятствий — что от нас останется? А ведь любой кризис когда‑то заканчивается, любая конфронтация приводит к той или иной разрядке.
Как с аналогичными проблемами справляются на родине «истинной демократии»?
«На слушаниях в конгрессе США председатель [двухпартийного] комитета палаты представителей по энергетике и торговле Кэти Роджерс в своем вступительном заявлении сказала, что TikTok следует запретить». Заявила без разгона, не ходя вокруг да около, прямо во вступительном слове. «ByteDance [китайская материнская компания] связаны с коммунистической партией Китая, а ByteDance и TikTok — одно и то же», — продолжила Кэти, прямая в данном случае наследница идей и практик недоброй памяти сенатора Маккарти.
Одновременно есть и такие сведения: «Ряд представителей демократической партии опасается, что запрет TikTok может оттолкнуть молодых людей — группу избирателей, которая сыграла решающую роль в неожиданном успехе партии на прошлогодних выборах». Как видите, ничего личного, один только бизнес и голый расчет. Меньше всего конгрессмены думают о защите детей.
«Власти США давят на TikTok, чтобы та продала американскую часть бизнеса» — это сейчас, в 2023 году. «В 2019 году администрация президента США требовала от TikTok продать компанию. В противном случае приложение угрожали запретить на территории страны» — а это при Дональде Трампе.
То есть Трамп и Байден — они разные, как Маша и Медведь, но в данном вопросе бьют в одну точку. Как оно и должно быть, если люди всерьез думают о будущем страны и о национальной безопасности.
Вроде бы и Американский союз гражданских свобод вместе с Фондом за права личности и самовыражение высказался против потенциального запрета TikTok. «Они предупредили, что запрет может вызвать серьезные опасения по поводу первой поправки к Конституции США и может привести к принятию юридических мер» — теперь вы, быть может, скажете, что вот оно, торжество демократии?
Но нет. «Компания TikTok потратила миллионы долларов на агрессивное лоббирование в Вашингтоне, однако это слушание продемонстрировало, что ей нужно будет потратить гораздо больше, чтобы привлечь на свою сторону законодателей» — оцените теперь, насколько миру западных ценностей на самом деле все равно на детей. Весь вопрос — в количестве миллионов долларов.
Только им, количеством миллионов, и озабочен «свободный рынок» и его «волшебная рука», только долларами, все остальное — благоглупости.
Как лучше
Американцы якобы озабочены проблемой безопасности личных данных. Якобы — потому что они даже не скрывают: «Республиканка Марианет Миллер‑Микс также подчеркнула, что технологии Facebook, Instagram или Twitter были разработаны в США в соответствии с руководящими принципами США в соответствии с законами США о защите данных».
Из чего следует: когда инстафейсбучики продают наши данные направо и налево, но на благо Америки, предоставляя всем своим разведкам в них копаться, — это можно. Это соответствует их принципам. А китайцам — нельзя. Там компартия.
Ну а нам, белорусам, какую сторону в этом вопросе предстоит занять?
Хорошо бы оказаться на стороне разума. Приняв неизбежно компромиссное решение, которое, однако, (повторю) выстроит некий стандарт поведения. Тот стандарт, которого должен (будет) придерживаться каждый белорус, имея в руках (в ухе, в черепе) неограниченный доступ в интернет.
Каковой стандарт будет закреплен законодательно. И затем, как когда‑то терпеливое ожидание зеленого света на перекрестках Минска, вдолблен, вложен, вбит, вшит в каждого гражданина всею мощью государства.
Во время тех же слушаний у CEO компании сингапурца Шоу Зи Чу спросили, используют ли его дети TikTok. Гендиректор сервиса ответил отрицательно. «По словам Чу, его малолетняя дочь проживает в Сингапуре, а согласно местному законодательству детям до 13 лет запрещено регистрироваться в соцсетях».
Нашим законодателям, полагаю, нужно изучить весь лучший мировой опыт — и немедленно применить его в Беларуси. Немедленно — это чтобы дети вернулись с очередных каникул, а у них новые правила пользования интернет‑пространством! Примерно так.
Это мои мысли. Жду ваших — и особенно жду действий или хотя бы возражений от парламентариев. Потому как накипело.
Рисунок Олега КАРПОВИЧА.