Если несколько месяцев назад все обсуждали долгожданное открытие станций метро "Грушевка", "Михалово" и "Петровщина", то сейчас минчане в ожидании "Малиновки", которая к концу года должна распахнуть двери для пассажиров. И жаркие споры разгораются уже вокруг третьей ветки. До начала строительства рукой подать, а вопросов немало. Какие здания пойдут под снос? Где ожидать очередные транспортные пробки? Да и вообще, что нам даст это пополнение в метрополитене?
Север встретится с югом
Новая линия "подземки" пройдет под рекой Свислочь и свяжет южную и северную части города с центром. Всего здесь будет 14 станций. Сейчас готовятся к строительству первых семи в южном направлении. Павел Царун, начальник КУП "Дирекция по строительству Минского метрополитена", делится ближайшими планами: в середине апреля должны заработать две строительные площадки, задачей которых будет организовать проходческие работы. Рассчитывают, что в 2017 году первых пассажиров примут "Юбилейная площадь", "Площадь Франтишка Богушевича", "Вокзальная" и "Ковальская Слобода" (на пересечении улиц Жуковского и Воронянского). Чтобы разгрузить пересадочный узел "Купаловская" - "Октябрьская", третья линия создаст так называемый транспортный треугольник, введя дополнительные узлы "Фрунзенская" - "Юбилейная площадь" и "Площадь Ленина" - "Вокзальная".
А к 2020 году на третьей линии откроются еще три станции - "Аэродромная" на территории бывшего аэропорта "Минск-1", "Неморшанский сад" на пересечении улиц Кижеватова и Осиповичской, а также "Слуцкий гостинец" в районе Кижеватова - Корженевского. Позже - еще 7 станций, но уже в северо-восточном направлении построят от центра до микрорайона Зеленый Луг. Они пройдут через проспекты Победителей и Машерова, улицу Веры Хоружей, площадь Бангалор, улицы Мележа и Кольцова. Любопытно, что в первых схемах Минского метрополитена 70-х годов у этой части третьей линии было другое направление: ветка шла чуть западнее, но, отмечают специалисты, чтобы меньше строений попадали под снос, уже в 80-х годах схему подкорректировали.
Снос неизбежен
Впрочем, некоторым минчанам все равно придется сменить место жительства. Павел Царун называет такие цифры: "В зону строительства попадают 66 административных зданий и сооружений и 29 жилых домов (всего 66 квартир), из которых 27 - частных. В основном это ветхое жилье. Восемь жилых домов уже отселены, еще 10 вот-вот передадут в городскую собственность". Что будет с административными зданиями? Валерий Чеканов, директор "Минскметропроекта", не исключает, что часть из них просто-напросто укрепят. Но вот если строение попадает на котлован, тогда уже ничего не поделаешь: снос - и точка.
При работе над проектом были тщательно предусмотрены все зоны влияния "подземки". Зоя Забаровская, главный архитектор проектов УП "Минскградо", рассказывает: "Часть третьей линии в южном направлении пройдет по улице Жуковского, на которой сносить ничего не нужно. Другое дело - частный сектор вблизи Аэродромной, скажем, ветхие постройки на улице Сенницкой. Еще с 2003 года на генплане такие участки отмечены красными линиями, то есть на них не идет застройка. Схожая ситуация и со второй веткой, которая в перспективе пройдет на северо-восток по улице Богдановича. Тут уже учтены и трасса, и техническая зона метрополитена. А снос домов здесь заложен в планах еще более 30 лет назад".
И все же в памяти невольно всплывает картинка: протестующие против строительства второй линии метро жильцы частного сектора вдоль проспекта Дзержинского вывешивают плакаты. А если и здесь найдутся несогласные? В таком случае, говорят в метрострое, вопрос решается через суд. Свое мнение и у архитекторов: да, можно понять людей, которые хотят остаться в усадебных застройках едва ли не в центре города, но возле метро очень дорогая земля и использовать ее нужно более рационально.
Ставка на экономию
Конечно же, строительство метро - дело недешевое. Еще перед открытием "Грушевки", "Михалово", "Петровщины" назывались такие цифры: километр обходится в среднем от 40 до 60 миллионов долларов. Поэтому при проектировании третьей линии особое внимание уделили подходам по удешевлению. Например, станцию "Площадь Франтишка Богушевича" решено поднять на 15 метров, уйти с территории исторической застройки по переулку Северному, где был предусмотрен снос трех домов, а также оптимизировать перекладку инженерных сетей. А вот на "Вокзальной", отмечает Павел Царун, нашли еще один бюджетный вариант: станцию также приподнимут, при этом по аналогии с Московским метрополитеном оборудуют наземным вестибюлем.
Смена маршрутов
Наверное, главная ассоциация для минчан со строительством метро - дорожное столпотворение. Учтут ли печальный опыт проспекта Дзержинского? Валерий Чеканов считает: "Большинство возмущенных отзывов - не более чем эгоизм, ведь когда строили первую линию, даже проспект Независимости перекрывали. А в результате открылось метро - и пассажиры нам спасибо сказали". Вот только в то время и движение в городе было не таким интенсивным.
Павел Царун подчеркивает, что тоннели третьей линии будут по максимуму строить закрытым способом, что уменьшит неудобства для горожан, ведь перекрывать дороги тогда не нужно. А вот станции - открытым, в котлованах, и здесь без ограничения движения никак. Например, улицу Мельникайте планируют перекрыть как минимум на два года. Надолго закроют и Сухую, освободят от транспорта Романовскую Слободу. Как изменятся городские маршруты на время стройки? Представители ГУ "Столичный транспорт и связь" пока ознакомились лишь с участком возле диспетчерской станции "Дружная": здесь появится переход на другую линию метро, а значит, развернется масштабная стройка и движение некоторых автобусов и троллейбусов действительно придется подкорректировать.