Все чаще при планировании покупок чаша потребительских весов склоняется в сторону маркетплейсов. Огромный ассортимент, отсутствие очередей и необходимости тратить время на дорогу до магазина – преимуществ масса. Но покупатели со стажем советуют не расслабляться: шопинг в сети таит немало подводных камней. Спросили у бывалых, как превратить серфинг по онлайн-платформам в увлекательное приключение, а не в драму с грустным финалом.
Вместо предисловия
Вначале стоит разобраться, чем маркетплейс отличается от обычного интернет-магазина. Главная разница в том, что первый объединяет множество поставщиков, а второй – платформа с товарами от одного продавца. Еще одно различие: у маркетплейсов есть только пункты выдачи заказов. У многих же онлайн-магазинов существуют физические точки, где все можно увидеть, потрогать, примерить.Многие эксперты сравнивают маркетплейсы с рынком, где представлено много похожих товаров и задача торговца – убедить покупателя сделал выбор именно в его пользу. У каждого своя стратегия: одни заманивают ценой ниже, чем у конкурентов, другие привлекают внимание громкими обещаниями сладких, как мед, фруктов и овощей, поцелованных солнцем. В интернете аналогичная история.
Аромат не тот, да и текстура другая
Анастасия Макарова из Минска – активный пользователь маркетплейсов, за последние два года на одном из них сумма выкупа превысила 3 тысячи рублей:– Площадку открыла для себя во время пандемии коронавируса. С коллегами тогда перешли на удаленку, без лишней надобности из дома не выходила. Однажды захотелось обновить шторы в комнате, где находится рабочее место. Ввела запрос в интернете, и ссылка привела на популярный маркетплейс. Оказалось, точка выдачи заказов находится на соседней улице. Решила оформить доставку. К моему удивлению, занавески оказались прекрасного качества – до сих пор не могу налюбоваться.
После пробной покупки Настя внимательнее изучила ассортимент онлайн-площадки. И поняла, что некоторые товары дешевле, чем в офлайн-магазинах:
– Помню, как-то увидела на витрине салона посуды красивую тарелку, но цена в 60 рублей показалась кусачей. На маркетплейсе точно такая же стоила вдвое меньше. Выгода существенная.
Но низкая стоимость порой должна насторожить, рассуждает Настя:
– Долго пользовалась помадой одной фирмы. В обычном магазине косметики покупала ее по 13 рублей. Как-то на маркетплейсе любимый стик для губ попался всего за 4. На радостях заказала аж три штуки. Забрав посылку, сразу же решила протестировать. Первое, что смутило, – запах: если раньше при открытии тюбика ощущала легкий цветочный аромат, в этот раз в нос ударила резкая и крайне неприятная отдушка. К нанесению тоже возникли вопросы: текстура была неоднородной, будто при изготовлении забыли добавить какие-то ингредиенты. Решила высказать свое недовольство в комментариях. Открыв страницу с отзывами, увидела сотни негативных оценок с похожим смыслом: это подделка. Очень пожалела, что не обратила внимания на рейтинг, так бы точно воздержалась от покупки.
СОВЕТЫ ОТ НАСТИ:
♦ перед покупкой обязательно читайте отзывы;
♦ сравнивайте стоимость одной и той же вещи на разных маркетплейсах;
♦ не игнорируйте раздел «Похожие товары». Зачастую там можно найти те же самые позиции, но от других продавцов и по более привлекательной цене.
♦ сравнивайте стоимость одной и той же вещи на разных маркетплейсах;
♦ не игнорируйте раздел «Похожие товары». Зачастую там можно найти те же самые позиции, но от других продавцов и по более привлекательной цене.
Утро вечера мудренее
Николай Суховой из Витебска уже и забыл, когда в последний раз выбирался на шопинг в торговый центр, – давно закупается на маркетплейсах:– Все необходимое могу найти в несколько кликов. Нужна новая футболка – открыл раздел с мужской одеждой, выбрал интересующую категорию, установил размер, цвет, ценовой диапазон, нажал «Поиск» – и получил сотни вариантов. Какая экономия времени и сил!
Определившись с моделью, Николай оформляет заказ не сразу:
– Взял за правило изучать график изменения цены – ее колебания за последнее время. Если стоимость находится на максимальных значениях и товар не нужен срочно, есть смысл отправить его в корзину и немного повременить с приобретением: вероятно, прайс скоро упадет.
Не переходить к оформлению заказа сразу полезно и по другой причине, продолжает Николай:
– Так обезопасите себя от импульсивных покупок, проверено на личном опыте. Услышишь от друга про новый кошелек – и сразу же хочется обновить свой. Находишь неплохой вариант, отправляешь в корзину, а утром понимаешь: да и старое портмоне еще ничего.
Если планируете стать завсегдатаем маркетплейсов, Николай рекомендует завести электронную карту, на которую будет зачисляться кешбэк за покупки в интернете:
– Процент, конечно, вернется небольшой, но все равно приятно. Копейка к копейке – и хватит на стаканчик кофе.
Юноша внимательно осматривает заказ в пункте выдачи и советует всем поступать так же:
– Иногда приходишь уставший – вскрывать упаковку и примерять одежду лень. Забираешь вещь, и уже дома оказывается, что джинсы маловаты, напольные весы пришли с трещиной на экране... Пытаешься найти вариант возврата. А ведь всей этой кутерьмы можно избежать, проверив содержимое пакетов на месте.
СОВЕТЫ ОТ НИКОЛАЯ:
♦ изучайте график изменений стоимости товара;
♦ не оформляйте заказ сразу, а немного подержите вещь в корзине;
♦ заведите карту с кешбэком за покупки в интернете;
♦ обязательно проверяйте товар перед выдачей.
♦ изучайте график изменений стоимости товара;
♦ не оформляйте заказ сразу, а немного подержите вещь в корзине;
♦ заведите карту с кешбэком за покупки в интернете;
♦ обязательно проверяйте товар перед выдачей.
СЛОВАРИК
Маркетплейс – площадка, где множество предпринимателей и продавцов размещают свои товары или услуги. Идентичные изделия продаются по разным ценам, есть возможность выбрать вещь по параметрам, например по размеру и цвету.
Карточка товара – страница с описанием и фотографиями. На ней можно подробнее узнать о продукте и продавце.
Сумма выкупа – показатель, который отражает, сколько клиент потратил на заказы, которые он забрал.