ГОТОВЬ телегу зимой… Эта народная мудрость касается не только сельского хозяйства. Сегодня все еще в снегу. Но к концу недели синоптики обещают плюсовую температуру. На юго-западе она уже сейчас такая. Словом, ручейки побегут не только по полям, но и дорогам. И откроется немало проблем, за которые надо браться срочно.
Республиканские дороги у нас в хорошем состоянии. Это отмечают даже иностранцы. А вот местные подзапустили. 20 тысяч километров их — почти треть — требует ремонта. Сразу такой огромный объем не осилить. Скорректированной Госпрограммой по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2017—2020 годы намечено привести в порядок 7 тысяч.
Естественно, требуются большие деньги. Не дожидаясь, пока сойдет снег, Правительство еще в начале года согласовало Банку развития выдачу в этом году кредитов на 100 миллионов рублей для строительства и ремонта местных автомобильных дорог. Теперь важно умело распорядиться этими и другими деньгами, выделяемыми для того, чтобы поездки для каждого из нас стали комфортнее.
Десятилетиями для строительства и ремонта дорог использовался горячий асфальтобетон. Теперь специалисты утверждают, что цементобетон выгоднее и надежнее. Однако есть и немало других способов, позволяющих сделать покрытие экономичным и долговечным. Особенно при ремонте. Например, раньше на старый с множеством выбоин асфальт укладывали новый. Со временем нашлись новаторы, предложившие переработать изношенное покрытие и снова запустить в дело. Различные методы регенерации надо активнее использовать при обновлении местных дорог.
Но и это еще не все. Настало время не просто заделывать выбоины на дорогах, а разобраться, почему они так быстро появляются. Оказывается, под воздействием нагрузок, влаги и колебания температур щебень вытирается и разрушается. Что делать? На помощь пришла регенерация цементом, которая не только заделывает ямки, но и устраняет причины их появления.
Но и у цемента есть недостатки — склонность к трещинам. Это проявляется при создании дорожного основания из грунта, укрепленного им. Для преодоления проблемы используется модифицирующая добавка. Да вот беда: ее у нас не производят. Закупаем за рубежом. Тратим валюту, увеличиваем стоимость дорог. Специалисты утверждают: создать такую отечественную добавку непросто. Но давайте подумаем, что выгоднее: тратить большие деньги на импорт или перенаправить их временно на научную разработку? Ответ однозначен. Затраты быстро окупятся и позволят сберечь в масштабах страны немалые ресурсы.
Импортозамещение касается и другого аспекта строительства и ремонта дорог. У организаций, занимающихся этим делом, не хватает необходимой техники. В принципе, на рынке она есть всегда. Но стоит больших денег, потому что нередко зарубежная. У нас много машиностроительных предприятий. Почему бы им не заняться решением проблемы? К тому же, как показывает опыт, для дорожных работ можно приспособить уже существующие модели.
2018-й объявлен в Беларуси Годом малой родины. Все мы любим родные места. Сотни тысяч горожан на выходные отправляются в деревни, туда, где их корни. Автомобиль уже давно стал не роскошью. Хочется, чтобы таковыми были и дороги к родному порогу. Да и сельчанин, садящийся за руль собственного автомобиля, чтобы отправиться на ферму, сегодня уже не редкость. Ему тоже хочется комфорта в пути. Не прочь ехать без тряски по местной дороге любой тракторист и водитель хозяйства. Не случайно минувшей осенью Глава государства потребовал поднять качество местных дорог до уровня республиканских.
gedroiz@sb.by
Как экономно ремонтировать местные дороги?
Местные дороги просят добавки. Своей
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.