Круглосуточная работа, доставка на личном автомобиле работодателя и дистанцирование: мы узнали, как работает домашний персонал в период коронавируса

Мэри Поппинс в маске

Многие клиенты выражают пожелания: домашний персонал должен придерживаться социального дистанцирования и носить защитные маски.
Домашний персонал становится все более привычным и в нашей жизни. Наличие в семье няни уже не у всех вызывает вопросительные и неодобрительные взгляды. К сожалению, у современных родителей не всегда достаточно времени для полноценного воспитания своих чад. Потому в схватке с бытом на помощь приходит домашний персонал: к примеру, домработница позаботится о наполнении холодильника, сиделка окажет квалифицированную помощь пожилым людям. Но с приходом коронавируса, когда все возможные контакты мы стараемся свести к минимуму, впускать в дом еще одного человека готовы не все. Как изменился спрос на домашний персонал и в чем специфика работы в период пандемии, выясняла корреспондент «Р».

Спрос на опытных сиделок

Найти помощника в семью можно самостоятельно через специальные сайты, при помощи территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН) или обратившись в соответствующие агентства. Последние, к слову, по-разному ощутили влияние коронавируса на бизнес. Одни потеряли почти половину прибыли, другие снизили обороты на 25 процентов.

— Мы более 10 лет на этом рынке, заключили около 1000 договоров. Оказываем содействие в поиске нянь, сиделок, домашнего помощника по хозяйству, домработницы, семейного водителя, — вводит в курс дела директор одного из столичных кадровых агентств Наталья Иванова— До пандемии самыми востребованными были няни, домработницы и сиделки. Сейчас в лидерах остались только сиделки. От этого персонала сложно отказаться, если их помощь действительно необходима.

Резкий спад по количеству клиентов агентство испытало в апреле. До этого бизнес шел привычно: в месяц закрывали около 10–13 заявок. В кризисный период число снизилось до 6. Сейчас спрос восстанавливается, минчане активнее ищут подходящие для работы няней и домработницей кандидатуры. Практически все клиенты в бланке заявок указывают пожелание: персонал должен придерживаться правил дистанцирования. Не находиться в толпе, по возможности не пользоваться общественным транспортом. Некоторые семьи на собственной машине отвозят работников домой и обратно.

У специализированного агентства по уходу за больными и пожилыми людьми картина вырисовывается иная. Спрос значительно не снижался. Некоторые клиенты лишь уточнили: какие меры предосторожности будет предпринимать персонал. Работники используют медицинские маски и перчатки, не забывают про антисептик.

— Пиковый спад пришел в конце марта. Но снижение не превышало 30 процентов, — делится подробностями специалист по работе с клиентами агентства Гульсайра Сайфутдинова. — Обычно мы стараемся подбирать персонал таким образом, чтобы на одного подопечного приходилась одна сиделка. Это сказалось положительным образом. Такая система сужает круг личных контактов.

Сейчас клиенты все меньше обращают внимание на средства защиты. Все больше семей ищут опытных сиделок. Поэтому агентство не только вернулось к докоронавирусным показателям, но и переросло их.

Многие семьи самостоятельно находят кандидатов на роль домашнего персонала.

Помощь по месту требования

Государственные организации тоже предлагают помощь в уходе за детьми и пожилыми. Причем особенность ТЦСОН — с приходом вируса объем работы значительно увеличился.

— С 20 марта мы оказываем помощь по горячей линии пожилым людям, которые находятся на самоизоляции, — рассказывает заведующая отделением социальной помощи на дому ТЦСОН Московского района Алеся Дербан. — Это доставка продуктов питания, лекарств и средств первой необходимости. Поэтому работы у наших сотрудников стало больше. Помимо тех, кто уже состоит на обслуживании, мы помогаем и тем, кто раньше не обращался.

В марте звонков было очень много. Поэтому справляться с заявками помогали волонтеры БРСМ, БОКК. Сейчас просьбы о помощи поступают значительно реже. ТЦСОН обходится своими силами.


— Большинство наших граждан не отказывалось от услуг социальных работников, нянь и сиделок. Буквально несколько человек в марте решили переждать коронавирус, перестали пользоваться нашими услугами, — делится Алеся Дербан. — Некоторые изменили перечень услуг, в которых нуждаются. Например, отказались от уборки или приготовления пищи. Таким образом люди минимизируют контакт с соцработниками. Кто-то рассчитывается за купленный товар в коридоре: не пускают в квартиру.

Сотрудники ТЦСОН обязательно пользуются средствами индивидуальной защиты: маски, перчатки, бахилы. Кроме того, у соцработников появилась обязанность: они ведут дневники учета своего здоровья. Дважды в день (перед началом рабочего дня и после обеда) измеряют температуру, записывают результаты в дневники и отчитываются о показателях.


В ТЦСОН Заводского района количество обслуживаемых семей увеличилось. В среднем сиделка проводит у заказчика от 2 до 8 часов в сутки. В зависимости от договора. У социального же работника на одного подопечного уходит около 2 часов.

— У нас были случаи, когда подопечные заболевали коронавирусом, — рассказывает заведующий отделением социальной помощи на дому Елена Иванова. — Но мы их не бросали: доставляли все необходимое с учетом санитарно-эпидемиологических норм. Следим и за здоровьем своих работников. Дважды в день они измеряют температуру и записывают результаты в так называемый дневник здоровья.

Няня из онлайна

Многие семьи самостоятельно находят кандидатов на роль домашнего персонала. Например, просматривая многочисленные резюме нянь, домработниц и прочих на сайте. Вероника Филонюк — одна из претенденток на такие трудовые места. Вот уже 5 лет она Мэри Поппинс для минских детей. И абсолютно уверена: найти работу в столице не проблема. За неделю ей предложили несколько вариантов. На сайте же ежедневно появляется 4–6 свежих вакансий.


— Я работаю в семье уже полгода. Когда количество заболевших коронавирусом стало увеличиваться, работодатель попросил воздержаться от массовых мероприятий, встреч и так далее. Несколько месяцев я даже жила в семье, — описывает ситуацию Вероника Филонюк. — И любую еду, которую заказывала через доставку, мне оплачивали. А из-за круглосуточного режима заработную плату подняли с 1200 до 1800 рублей в месяц. Теперь, когда эпидемиологическая обстановка улучшилась, я живу отдельно, а график преобразовался в два через два.

ЦИФРА

С 1 апреля на 9 июля в рамках акции «Мы заботимся о Вас» поступило 4535 заявок от пожилых людей. Их выполнили на 100 процентов.

tychko@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter