Привычную нам георгину у нее на родине в Мексике называют акокотль — «водяная труба», или кококсоч — «цветок с полыми стеблями». Индейцы клубни ели, а полые стволы использовали в качестве водопроводных труб. Мексиканские георгины (по сравнению с нашими) — просто великаны: в высоту до нескольких метров.
Георгин не такой уж и древний цветок. Впервые его описали испанские мореплаватели в 1614 году. Так цветок, растущий по всему мексиканскому плоскогорью, попал в Испанию. Путешественники были уверены, что доставили в Европу ценную съедобную культуру. А чтобы прославиться, подарили королю. Но клубни по вкусу не понравились монарху, зато цветами он был восхищен: они не были похожи ни на одну из известных цветочных культур. Селекционеры взялись за работу, и начался георгиновый бум. Хороший экземпляр тогда стоил сумасшедших денег — 10 фунтов стерлингов (около 100 рублей золотом).
К концу XIX века увлечение георгинами в Европе постепенно затухает. Цветок стали называть плебейским, ледяным и холодным. Сегодня, после стольких лет забвения, георгины вновь входят в моду. В мире известно уже более 15 000 их сортов.
Солидная коллекция этого (как когда‑то называли) бабушкиного цветка собрана и в Центральном ботаническом саду: около 240 сортов. Это впечатляющее многоцветие — одноцветные, с многочисленными тональными или контрастными переходами оранжевой, розовой, белой и красной окраски. Совершенно отличные и по форме цветка: простые, анемоновидные, воротничковые, нимфейные, декоративные, шаровидные, помпонные, кактусовые, полукактусовые, хризантемовидные, бахромчатые (или кружевные), переходные, смешанные... Есть растения как невысокие, ниже 30 см, так и выше человеческого роста. Разный и диаметр цветка — от 4 — 5 см и до размера большой (до 30 см) тарелки. Цветут же георгины (опять же, в зависимости от сорта) — с начала‑середины июля и до первых заморозков.
Гордость коллекции — отечественные сорта селекции Ирины Коревко «Огниво», «Ефросинья Полоцкая», «Родны кут», «Данчик», «Купава», «Ксения», «Люцына», «Стефания», «Огни Минска», «Набат Хатыни», «Марыля Верашчака», «Андромеда», «Зязюля», «Купалинка», «Диадема». Именно они и районированы в Беларуси.
Ольга Николаевна сменила на этом поприще Ирину Коревко, отработавшую в ботсаду более 45 лет. Пару лет назад они вместе были на международной выставке георгинов в Вильнюсе, в институте Витовта Великого, где белорусский помпонный сорт «Марыля Верашчака» занял третье место.
Ольга Николаевна поделилась и еще одним неординарным событием. Весной этого года ее отыскала племянница первого космонавта — Наталья Борисовна Гагарина и попросила дорастить сорт «Юрий Гагарин». Будучи в Германии, Юрий Алексеевич познакомился с немецким селекционером георгинов. Он‑то и создал в его честь сорт. В силу разных причин женщине достался лишь небольшой клубень. Из него надо было вырастить три растения, чтобы один отправить в город Гагарин, второй — в Германию селекционеру (первоначальный утерян), а третий оставить в Беларуси. Усилия Ольги Николаевны не пропали даром: в конце июля сорт зацвел и по сей день радует насыщенным лилово‑бордовым оттенком цветков. Сорт невысокий (60 — 65 см) и крепкий, не требующий подвязки. Надо сказать, что в этом году георгины зацвели на 2 — 3 недели раньше обычно.
Ольга Дуброва.
На зимние квартиры
В наших широтах георгин не зимует: все же его родина жаркая Мексика. Некоторые советует приступать к копке только после того, как растение немного прихватят первые морозы. Зачем? Пользу кусту от этого никакой, а вот вред может быть.Если погода сухая, то даже минус один листья перенесут без ущерба для себя: разве только немножечко потемнеют. Стебли выдерживают и 2‑градусные морозы. Но если будет похолоднее, погибнут и бутоны, и листья, и стебли. Живыми останутся лишь клубни. И по привычке они будут гнать питание в верхнюю, уже отмершую часть. Сок, не поступая по назначению, начнет скапливаться в нижней части стебля. Начнет загнивать шейка. Если растение не выкопать, оно погибнет.
— 23 сентября — день святого Корнелия, — продолжает ученый. — Наши предки считали, что к этому времени все клубни (в том числе и георгины) с огорода надо убрать. И желательно не в дождливую погоду.
Стебли срезаем на высоте 5 — 7 см от земли, выкапываем клубни и отправляем их на просушку на 2 — 3 недели в сухое проветриваемое помещение. При хранении же клубней влажность должна быть не более 60 процентов, а температура не ниже плюс 4 градусов и не выше плюс 8. И обязательно темно: на свету клубни быстро проснутся и раньше времени прорастут.
— Если храните клубни в домашних условиях, — подсказывает Ольга Николаевна, — то заверните их в газету. Сбрызните водой и отправьте все в пакет, в котором проделайте несколько отверстий. Температура же должна быть не выше плюс 12 градусов. Если жарче, то не забывайте периодически увлажнять.
Отличный результат дает и обработка георгинов расплавленным (но некипящим!) парафином. После горячей купели их сразу опустите в холодную воду, а затем разложите на просушку.
Какой бы способ хранения ни выбрали, очень важно периодически проверять клубни, вовремя удаляя поврежденные части. Места срезов обязательно присыпаем золой или толченым древесным углем.