Кто и зачем в Евросоюзе ввел свободу слова в кому

Медиакратия в действии

По мере приближения к президентским выборам в Беларуси усиливается давление на нашу страну. В частности, власти Литвы заблокировали ряд YouTube‑каналов наших СМИ. Это еще раз доказывает не только связи, но и зависимость некоторых интернет‑площадок от западных государств и спецслужб. Причем подобные решения принимаются зачастую даже без судебных вердиктов. Это и есть примеры жесткой цензуры по политическим мотивам.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— И с тех самых пор, как только дали понять, что будем проводить самостоятельную политику, мы живем под огнем постоянной критики, лжи, абсурдных обвинений. Это терабайты сфабрикованных и щедро проплаченных медийных фальшивок под красивой оберткой.

На Форуме медийного сообщества Беларуси в Могилеве, 28 мая 2024 года.

Неудобный контент

Западные страны не только ограничивают доступ к неугодным сайтам, но и действуют гибридными методами. Например, вводят технические ограничения, чтобы пользователю было как можно сложнее находить и получать информацию. Среди этого же арсенала — так называемая пессимизация контента, то есть бан материалов поисковиками или медиаплатформами. Этим грешат западные социальные сети, которые стали применять такие алгоритмы в отношении альтернативных СМИ, блокировать их материалы в качестве предлагаемых и усложнять их поиск для пользователей. С пессимизацией столкнулся и автор этих строк, работая на белорусском международном радиовещании на польском языке. В один прекрасный момент мы увидели резкое снижение количества просмотров из Польши при дальнейшем параллельном росте из других стран. Все оказалось просто. Были изменены алгоритмы поиска, и наши материалы перестали предлагаться пользователям.

Логика гибридной манипуляции заключается в создании искусственных препятствий. Западные правительства и фирмы, декларирующие официально «свободу слова», стараются реже использовать административно‑правовые методы в борьбе с неудобным и невыгодным для себя контентом. И в ход идут изощренные инструменты. Логика здесь проста. Мол, это не государство и не интернет‑платформа запрещают, а сам пользователь не может найти.

К таким же методам в создании искусственных преград для поездок в Беларусь прибегают прибалтийские государства, Польша. Просто границу закрыть не могут, так как это ударит по имиджу якобы открытой Европы. А вот власти этих стран могут сократить число пунктов пропуска, искусственно снизить их пропускную способность, а также ввести ограничения на провоз продуктов и вещей. Такие действия направлены на то, чтобы у любого отбить желание тратить свое время и нервы на посещение соседней страны. К этому подключаются западные СМИ, рассказывающие про Беларусь всякие страшилки из любого утюга. Так разрываются гуманитарные связи и происходит искусственное, механическое отчуждение стран и народов между собой.

Реплики для актеров

Есть и другие, более изощренные сценарии манипулирования общественным сознанием через намеренное искажение информации. Кроме того что мейнстримные СМИ на Западе уже привычно находятся под цензурой, так еще ведущие телеканалы там не стесняются привлекать актеров в ролях экспертов, профессоров и даже обыкновенных граждан.

Такой случай недавно произошел на первом немецком общественном канале ARD. В одном из общественно‑политических шоу, выходящем в прайм‑тайм и напрямую влияющем на общественное мнение Германии в преддверии решающих выборов в восточногерманской земле Бранденбург, под видом разочарованных избирателей были распознаны актеры, которые рассказывали негатив и поливали грязью ведущую оппозиционную партию «Альтернатива для Германии» (АдГ).
Общественные деятели и альтернативные медиа ФРГ начали расследование подтасовок со стороны общественного телевидения Германии. Оказалось, что в шоу на системной основе выступали под видом простых избирателей актеры, которые говорили заготовленный текст, направленный против одной‑единственной партии — АдГ.
Скандал заключается и в том, что немецкий телеканал ARD является общественным. Его бюджет формируется за счет обязательного налога со всех совершеннолетних граждан Германии. Такая система, по мнению ее создателей, должна была сделать телевидение беспристрастным арбитром, который бы предоставлял эфир всем существенным политическим силам и находился над схваткой.

Однако оказалось, что немецким налогоплательщикам за их же счет промывают мозги с помощью банальных манипуляций и откровенной лжи. Значительная часть граждан, сторонников альтернативных политических сил, не имеют доступа высказать свое мнение и подвергаются информационному давлению и дискредитации. В результате общественные СМИ, вместо того чтобы быть над схваткой, оказываются простым инструментом правящих немецких элит.

Доступ ограничен

Немецкий ученый Томас Мейер назвал подобную ситуацию медиакратией. В отличие от демократии, при которой граждане соучаствуют в выстраивании новостной политики, медиакратия превращает их в обыкновенных созерцателей уже готовой информации и смыслов. Люди становятся объектами манипуляции и не могут повлиять на содержание СМИ.

И если раньше медиакратия являлась только определенной догадкой в среде некоторых социологов и политологов, то сейчас она самая что ни на есть реальность.

Многие называли СМИ «четвертой властью». Однако они оказались вне демократии и влияния граждан. Западные СМИ стали инструментами политтехнологов, спецслужб и корпораций с целью противостояния неугодному мнению, социальным группам и даже государствам.
Парадокс в том, что такие медиаструктуры теперь выражением «свобода слова» прикрываются от недовольных их деятельностью граждан. Мол, западные СМИ имеют право на свое видение мира, а вот разные крикуны и критиканы пытаются посягать на свободу мнений. Именно так отвечают сейчас всем власти Германии и Польши. А официальный Вильнюс пошел даже дальше — закрывает доступ к альтернативным СМИ.

Геополитическое противостояние

Обострение геополитического противостояния высветило фундаментальный провал пресловутой западной демократии. Оказалось, что свобода слова заканчивается там, где начинаются интересы элит и геополитическое противостояние с конкурентами.
Беларусь, Россия, Китай, Иран и многие другие страны стали жертвами распространения дезинформации о них.
Наша страна, находящаяся на границе с ЕС и НАТО, после 2020 года почувствовала на себе все «прелести» подобных информационных технологий. Однако двойные и тройные стандарты Запада бьют прежде всего по его собственным гражданам.

В ТЕМУ

Такие средства массовой информации, как, например, немецкий журнал Compact или польская газета Myśl Polska, погрязли в судебных тяжбах и находятся под угрозой закрытия. Их журналисты преследуются, что совершенно не волнует никакие правозащитные организации. Ведь для них такие СМИ выступают ненужной обузой.

СОБЕСЕДНИКИ ИЗ МАССОВКИ 

На государственном польском телевидении (TVP) в преддверии парламентских выборов в прошлом году прошли сюжеты, где опрашивали мнения простых граждан о насущных делах, ситуации в экономике, об их политических предпочтениях. Выяснилось, что большинство таких собеседников были киноактерами из массовки. Многие из них перекочевывали из эфира в эфир.

Петр Петровский, политолог.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter