Портрет человека с пышными усами, в соломенной шляпе и вышиванке, который сосредоточенно переливает мед, можно увидеть на билбордах в разных районах Беларуси. Это житель Чечерска Александр Плистов. Воин-интернационалист и эксперт-криминалист на пенсии посвящает себя множеству интереснейших занятий. А не так давно, после того как лично познакомился с Президентом и даже обменялся с ним подарками, попал в кадры центральных телеканалов.
Скучать не приходится
С выходом на пенсию у ветерана МВД началась новая жизнь. Прежде всего благодаря хобби. В их числе художественная гальванопластика — технология, позволяющая создавать медные копии небольших репродукций картин, икон. Пригодились и полученные в детстве навыки резьбы по дереву. Рукоделием увлекаются также жена и дочь. Все вместе участвуют в фестивалях народных ремесел и других масштабных мероприятиях не только в Беларуси, но и за ее пределами.
Но главное занятие — сбор меда на собственной пасеке. Поскольку продукт не накапливает радиации, заготавливать его можно даже на пострадавшей территории. А это практически весь Чечерский район. В апреле его посетил Глава государства.
Работы Александра ПЛИСТОВА, выполненные в технике художественной гальванопластики.
Особенный день
Для Александра Плистова этот день стал особенным. Благодаря возможности презентовать Президенту одну из своих работ — икону Георгия Победоносца, а также бочонок с медом. Александр Лукашенко тепло поблагодарил и пообещал угостить медом со своей пасеки.— Знал, что наш Президент слов на ветер не бросает, — делится впечатлениями ветеран. — Понимаю и то, сколько задач и какого масштаба ему приходится решать каждый день. Поэтому даже если бы ответного подарка не получил — никаких обид. А тут вдруг через неделю звонок — ждите гостей.
Поручение Главы государства исполнил его помощник по Гомельской области Николай Рогащук — доставил в Чечерск несколько видов меда, включая мед фейхоа и орехи в меде, а также знаменитый горький шоколад «Президент». Подарок для троих внуков Александра Леонидовича.
Почти «Девятая рота»
Александр Леонидович родом из Городокского района. Детство прошло в деревне Кошкино в семье сельских тружеников. До получения повестки из военкомата успел поработать в колхозе.
Память об Афганистане.
Призвали парня в воздушно-десантные войска, в которых когда-то служили отец и двоюродный брат. Пять месяцев в учебке, по описанию рассказчика, как в фильме «Девятая рота»:
— Гоняли нас день и ночь. Физо, полевые выходы. И вверх-вниз по холмам бегали, и гуськом ходили, и по-лягушачьи прыгали. Чего стоили марш-броски с рюкзаками, набитыми песком по 25 килограммов. Еще сержанты следили — попробуй отсыпать! Уже потом мы были благодарны им за подготовку.
И тут на головы парням свалился Афганистан. Вернее, они свалились на него с неба: ночной перелет с дозаправкой в Ташкенте, а утром посадка в Кабуле. Служить выпало в одном из батальонов 350-го полка ВДВ Витебской дивизии. В уезде Суруби десантники контролировали пролегавшие через плато караванные тропы.
Граната в палатке
Лишений и тягот на горной заставе хватало. Воду таскали из родника у подножья, и каждый поход превращался едва ли не в спецоперацию. Во время спуска можно было подорваться на мине или попасть в засаду, а у источника — столкнуться с «духами», которые тоже хотели пить.Александр вспоминает один из эпизодов:
— Как-то при разминировании сапер допустил ошибку. Находившийся рядом взводный упал вместе с ним наземь и прикрыл рукой спину бойца. Тем самым спас ему позвоночник. Обоих раненых — в госпиталь, а к нам — проверка, расследовать ЧП. И один из проверяющих, майор, цепляет растяжку. Осколками ему перебило ноги. Прилетел вертолет, но из-за сильных воздушных потоков нормально приземлиться не может. Завис, едва касаясь края площадки шасси.
Майор — грузный дядька, положили его на дверь, еле тащим. И тут второй проверяющий тоже задевает растяжку. Повезло, что сигнальная мина. Часть службы проходила в Кабуле, где десантники охраняли советских специалистов. Считалось, что этот участок более спокойный. До того момента, пока в палатку, где отдыхали бойцы, не влетела граната, которую бросили из-за забора. Кто — осталось неизвестным.
Осколками ранило троих человек, один из которых скончался в госпитале. Зацепило и сержанта Плистова. К счастью, несильно.
Настоящий детектив
После армии Александр женился и переехал в Чечерск. В 1992-м пошел работать в милицию. Отучившись, стал экспертом-криминалистом. Даже в спокойном районе за годы службы случалось всякое.— Как-то нас вызвали в деревню Ветвицу, где нашли труп мужчины, — рассказывает Плистов детектив из своей практики. — По словам свидетелей, он шел, вдруг упал и умер. А мне чутье не дает покоя: что-то здесь не так. Присел, осматриваю тело. И вижу на левом рукаве маленькое отверстие. Стянул рубашку, а на плече круглая сквозная рана. Такая же в районе груди, хотя крови почти нет. Сказал оперу, что это похоже на убийство и, судя по ране, мужчину закололи вилами. Зацепились за эту версию, подумали, что преступник где-то рядом живет. Но там одни старики, вряд ли они. Тогда, возможно, кто-то на конной повозке. И выяснили, что в магазин приезжал уже хорошо знакомый нам товарищ.
Подозреваемый был дома — спал беспробудным сном. Зато в крапиве под забором нас ждали вилы, на одном из зубьев темнела кровь. Как выяснилось позже, причина ссоры и рокового удара — бутылка вина, которую не поделили мужики.
По отпечаткам губ
А в 1996-м эксперт Плистов даже вошел в историю белорусской криминалистики. Тогда на месте кражи из жилища обнаружил необычный след — потожировой отпечаток на пыльном окне. По очертаниям — контуры лица, носа, лба и губ. Стекло изъяли, а вскоре оперативным путем установили подозреваемую. Причастность к краже она отрицала, даже согласилась оставить образцы для сравнения.
— Даю ей четыре листа. Она красит губы помадой и поочередно их «целует», — Александр с улыбкой рассказывает про необычный эксперимент. — Причем каждый с разной мимикой лица. Сравнил с тем следом, который изъят, — совпадение полное. Точно знаю, что экспертизу по отпечаткам губ в Беларуси делал первым. И суд признал ее достоверной, оригинал заключения сейчас в музее криминалистики.
— Верю, что все у нас будет стабильно и спокойно, — убежден ветеран. — Государство проводит правильную политику, а Президент держит ситуацию под контролем. От нас же, белорусов, требуется, чтобы, несмотря ни на какие противоречия, разность мнений, люди оставались людьми и не вносили раскол в общество. Ни к чему хорошему это не приведет.
prolesk@sb.by