Яркий актерский и человеческий темперамент, обезоруживающее обаяние, колоссальная трудоспособность и высокая требовательность к себе вывели Николая Караченцова в ряды кумиров своего времени, сделали мастером, которому были подвластны все жанры. Фильмы с его участием «Старший сын», «Белые росы», «Собака на сене», «Приключения Электроника», «Дамы приглашают кавалеров», «Человек с бульвара Капуцинов» любимы зрителями до сих пор. Спектакль «Юнона и Авось» театра Ленком с его участием стал настоящей театральной легендой.
Из творческой среды
Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве на Чистых прудах в творческой семье. Отец Петр Караченцов много лет проработал художником-графиком в «Огоньке». Мать Янина Брунак была известным балетмейстером. В 1963 году Николай поступил в Школу-студию МХАТ и окончил ее с отличием в 1967-м. Должен был попасть во МХАТ, но судьба распорядилась иначе. Из Театра имени Ленинского комсомола ушел главный режиссер Анатолий Эфрос, а вслед за ним и многие актеры. Труппу решили пополнить молодыми выпускниками, которых вводили в поставленные Эфросом спектакли. «Возглавлял тогда театр Владимир Монахов, — вспоминал Караченцов. — Режиссер, может, не самый великий в нашей стране, но человек приятный. Я ему благодарен за то, что он давал мне много играть. Монахов меня назначал на главные роли, а это совсем немаловажно — ощутить на своих плечах такой вес». В 1973 году коллектив возглавил режиссер Марк Захаров.Держать дистанцию
«Что меня тогда поразило: Захаров выучил имена и отчества всех работников Ленкома. И со всеми разговаривал только на «вы» и только по имени и отчеству, — вспоминал артист. — Вдруг из Ванек, Колек мы стали Александрами Александровичами, Олегами Ивановичами, Александрами Гавриловичами. Он ввел систему уважительного доверия, но тем не менее определенную дистанцию между собой и даже премьерами держал». После участия в хоре, певшем зонги в спектакле «Автоград 21», Захаров пригласил Караченцова на главную роль Тиля Уленшпигеля в спектакле «Тиль» по пьесе Григория Горина, написанной по роману Шарля де Костера. Автором музыки стал композитор Геннадий Гладков. Спектакль рождался буквально с колес.Николай Петрович вспоминал: «Произошел некий феномен — мы приступили к репетициям, когда автор пьесы Григорий Горин написал всего три картины. Даже законченного первого действия не существовало. Музыку сочинил, конечно, Гладков, но спектакль строился не как музыкальный. Однако если раньше музыка являлась в драматическом спектакле аккомпанементом, то в «Тиле» она стала одним из компонентов. Когда человек уже не может говорить, не может кричать, он начинает петь».
Высокая планка
«Тиль» стал театральным хитом и во многом предопределил счастливую актерскую судьбу Караченцова. Он никогда не повторялся, не шел проторенными дорогами и всегда относился к себе крайне требовательно: «Одна из моих задач — постоянное расширение диапазона. После фильма «Старший сын» все роли мне предлагали в этом направлении — социально-психологическом. После «Собаки на сене» пошла другая ветвь — комедийно-гротесково-музыкальная. Да, в спектакле «Юнона и Авось» моя роль, казалось бы, роль героя-любовника. Но в ней есть еще и роль первопроходца, каким, собственно, и был граф Резанов. Роль человека, который не мог спокойно жить. Все вокруг живут и живут, а он нет. Необыкновенный человек!»«Ты меня на рассвете разбудишь…»
Роль графа Николая Петровича Резанова в рок-опере Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона и Авось» действительно стала самой известной театральной работой артиста на подмостках Ленкома. Премьера состоялась в 1981 году. Песни из спектакля запела вся театральная Москва, а после того как он был показан по телевидению — и весь Советский Союз. В 1983-м рок-опера отправилась на гастроли в Париж, которые организовал французский кутюрье Пьер Карден. Позже спектакль увидели зрители США, Германии, Нидерландов и других стран. Также актер с успехом сыграл в спектаклях Ленкома «Оптимистическая трагедия», «Диктатура совести», «Школа для эмигрантов», «Чешское фото», «Шут Балакирев», «Город миллионеров».Долгая дорога к себе
В кино Николай Караченцов начал сниматься в 1967 году. Успех пришел не сразу. Первыми фильмами стали «Штрихи к портрету В. И. Ленина», «…И снова май», «Моя судьба», «Одиножды один». Переломной в судьбе стала встреча с режиссером Виталием Мельниковым. Именно он предложил Караченцову роль студента Владимира Бусыгина в экранизации пьесы Александра Вампилова «Старший сын» и не прогадал.
Позже в фильмографии артиста появились картины «Дамы приглашают кавалеров», «Долгая дорога к себе», «Батальоны просят огня», «Приключения Электроника», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Кровавая надпись». Ленты «Человек с бульвара Капуцинов», «Криминальный квартет», «Светлая личность», «Две стрелы», «Ловушка для одинокого мужчины», «Чокнутые», «Цирк сгорел, и клоуны разбежались», «Львиная доля» давали возможность проявить себя с разных сторон. Актер с удовольствием озвучивал мультфильмы, успешно занимался дубляжом, снимался в первых российских телесериалах.
«Кленовый лист» удачи
Караченцов был ярким представителем «актерской песни», исполнив за свою карьеру около 200 композиций. Впервые он запел в комедии Яна Фрида «Собака на сене», исполнив произведение Геннадия Гладкова «Венец творенья, дивная Диана…». Песни Максима Дунаевского актер спел в любимых зрителями картинах «Трест, который лопнул», «Маленькое одолжение», «Опасно для жизни!» и других. Также Николай Петрович сотрудничал с композиторами Еленой Суржиковой, Владимиром Быстряковым и Рустамом Неврединовым. Выпустил несколько успешных виниловых пластинок и компакт-дисков.До и после
В 2005 году случилась трагедия: актер попал в автомобильную катастрофу, разделившую жизнь на до и после. После этого больше 10 лет супруга и актриса Людмила Поргина боролась за жизнь любимого. Сложный процесс реабилитации и восстановления проходил в клиниках Москвы, Израиля, Китая. В 2017-м Караченцов вновь попал в серьезное ДТП. Актер ушел от нас 26 октября 2018 года, не дожив всего один день до своего дня рождения. Похоронен он на Троекуровском кладбище. Последние 13 с половиной лет его жизни стали большим уроком мужества, терпения и любви для всех, кто был предан таланту замечательного артиста, которым мы не перестаем восхищаться и сегодня.Феномен «Белых рос»
Картина белорусского и советского режиссера Игоря Добролюбова «Белые росы», в которой Николай Караченцов исполнил роль Василия Ходаса, стала большой удачей для всей творческой группы, включая автора сценария белорусского драматурга Алексея Дударева.
Караченцов создал характер неунывающий, открытый и оптимистичный. В 2014 году в продолжении картины «Белые росы. Возвращение» в финальном эпизоде на экране появлялся сам Николай Караченцов. Этот фильм стал последним в его фильмографии.
К юбилею народного артиста России Николая Караченцова 27 октября телеканал «Беларусь 3» покажет комедию Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов».
pepel@sb.by
Фото из открытых интернет-источников