История церкви в Шебрине насчитывает более двух столетий

Маяк души

Судьба одной из старейших церквей Брестского района довольно непростая, ведь ей довелось пережить и военные лихолетья, и мрачные годы воинствующего атеизма. Впрочем, время не смогло разрушить храм, он и сегодня для сельчан остается надежным прибежищем, где каждый способен обрести душевный покой.

Священник Александр Кречко с храмовой иконой Рождества Пресвятой Богородицы.

Деревня Шебрин от Бреста всего в нескольких километрах. Первое упоминание о ней относится к началу XV столетия. Отыскать здесь старинную церковь нетрудно: храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы стоит практически на берегу Мухавца. Величественное здание высотой более 10 метров органично вписывается в природный пейзаж. Настоятель храма отец Александр руководит приходом около трех лет, но успел сделать немало: провел отопление, установил фонари на прилегающей территории, благоустроил приходской домик и колокольню. В планах — ремонт кровли, но из-за недостатка средств в ближайшем будущем воплотить их в жизнь не представляется возможным.

Табличка на воротах гласит, что Пречистенская церковь включена в список историко‑культурных ценностей Республики Беларусь и охраняется государством. У храма давняя история, изучением которой серьезно занимался предыдущий настоятель отец Димитрий (Хомич). Он провел немало времени в различных архивах, благодаря этим поискам в летописи церкви стало значительно меньше белых пятен. Отец Александр подтверждает, что храм — один из старейших в Брестском районе:


— В документах говорится, что еще в 1518 году епископ Луцкий и Берестейский Юлиан Фальковский завещал церкви в Шебрине шесть валок земли, 128 гектаров. Однако старый храм не сохранился. По всей видимости, он был позже перестроен либо разобран и заново возведен из кирпича в 1793 году. А это значит, что нынешнему зданию в следующем году исполнится 230 лет! Правда, церковь изначально построена в строгом стиле классицизма как униатская и стала православной не ранее 1839 года, когда проводился Полоцкий собор.

Интересная особенность храма — он построен алтарем на юг, а внутри есть специальные ниши, улучшающие акустику. Также в нем располагаются галереи второго этажа, где на богослужении в старые времена стояла шляхта и взирала на действия священника. В храме можно увидеть немало икон, причем в левой части преобладают изображения женщин-святых (преподобной Марии Египетской, блаженной Ксении Петербургской, великомученицы Екатерины, блаженной Матроны Московской), а в правой — мужчин (преподобномученика Афанасия Брестского, Лонгина Сотника, святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского и других). Кстати, в XIX столетии в церкви имелась и особо чтимая икона — Виленской Божией Матери, а также позолоченный серебряный крест, поступивший по распоряжению графа Муравьева во время управления краем. К сожалению, до наших дней они не сохранились.


Церковь смогла пережить военные лихолетья, причем в годы Великой Отечественной войны ее настоятеля расстреляли фашисты за связь с партизанами прямо в воротах храма. А вот в хрущевское время борьбы с религией его постигла печальная участь. В 1960 году священника по ложному обвинению арестовали, церковь закрыли и даже попытались снести. Тогда, по словам отца Александра, произошло чудо:

— К зданию подогнали технику, машина уже начала раскачивать гирю и бить в правую часть, под крышу. Однако церковь стояла, ведь построена очень добротно. Внезапно среди чистого неба над храмом явилось облако, которое сияло яркими лучами света в разные стороны и спускалось все ниже и ниже. В этот момент на лошади ехал бригадир колхоза, он-то и попросил руководителей группы не уничтожать здание. Свою просьбу мотивировал тем, что в колхозе негде хранить зерно. Работники, напуганные необычным видением, вняли его словам и снос здания остановили. И на протяжении 30 лет церковь использовалась как зернохранилище и склад.


Перемены к лучшему наступили только в начале 1990-х. Храм внесли в республиканский список для реставрации, здесь была зарегистрирована община. Люди снова потянулись за духовной пищей. Сегодня дорога сюда не зарастает, в состав прихода, помимо Шебрина, входят деревни Хабы, Тельмы II, Гули, Волки, Литвины, Подлесье Радваничское. Отец Александр убежден, что вера у сельчан никогда не исчезала:

— Несмотря на все жизненные неурядицы, наши люди хранят любовь и надежду в своих сердцах. Вот и сегодня, когда в мире неспокойно, идут войны и эпидемии, настает время для пересмотра мировоззрения, для перехода от мирских вещей к духовному развитию. Поэтому роль церкви возрастает, храмы остаются маяками для человеческих душ, ищущих спокойствия и спасения.







yarmoshuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter