Как умело посеять лен, обсудили эксперты

Май долгунцу не товарищ

√ Помогут ли микроэлементы исправить кислотность почвы?

√ Сроки и температура: что важнее?

√ Сколько времени работать в поле?

√ Отражается ли конкуренция на семенах?

√ Как азот влияет на урожай?

Минувший год относительно успешный для льноводов: заготовлено 160 тысяч тонн тресты (125 тысяч — в 2021-м). Ставится задача сделать еще один шаг вперед — получить 180 тысяч тонн тресты, или 55 тысяч тонн волокна. Основа будущего урожая, понятно, закладывается во время сева. Хорошо, когда для его проведения есть ресурсы, погода радует, но так практически никогда не бывает. Как организовать работу, чтобы уложиться в срок? Каким должен быть подход, если поля не в полной мере соответствуют технологическим требованиям, а удобрений не хватает? Корректно ли сравнивать белорусские и зарубежные семена? Эти и другие вопросы обсуждались в конференц-зале «СГ». В дискуссии участвовали начальник отдела по производству льна Министерства сельского хозяйства и продовольствия Сергей БОБРОВСКИЙ, директор Института льна НАН Иван ГОЛУБ, директор ОАО «Слуцкий льнозавод» Николай МИСНИК, директор ОАО «Верхнедвинский льнозавод» Дмитрий НЕСПЛЯК.


Александр Лукашенко: 

«Если раньше я думал о том, что вот мы ввязались в эту войну по спасению льноводческой отрасли, а, может быть, на рынке будет негодная эта продукция, я переживал за это, потому что денег вложили немало. Но сегодня мы убеждены в том, что поступили правильно. В Беларуси льну быть».

Во время посещения ОАО «Кореличи-Лен» 20 сентября 2019 года
«СГ»: В растениеводстве все начинается с земли. У льнозаводов, в отличие от хозяйств, поля не постоянные, их берут в сельхозорганизациях. Что можно сказать о качестве выделяемых площадей?

Сергей БОБРОВСКИЙ
С. Бобровский: В целом подобраны в соответствии с требованием отраслевого регламента и находятся в пределах рН 5,0—6,2. Но некоторые элементарные участки по кислотности незначительно превышают требуемые параметры. Положение можно поправить микроэлементами.

И. Голуб: Позвольте уточнить. Оптимальная кислотность почвы для льна и других кальциефобных культур (люпина, картофеля) — узкий интервал рН 5,0—5,5. С такими показателями можно стабильно получать богатый урожай тресты и вырабатывать волокно с высокими прядильными свойствами без интенсивного применения дорогостоящих минеральных макро- и микроудобрений. Но в сельхозорганизациях подобных площадей мало или вообще нет. Большинство участков для посева льна имеют показатель рН выше оптимального. На таких почвах визуально кальциевый хлороз незаметен, но при определенных условиях всегда проявляется.

Д. Неспляк: Местные власти идут навстречу нам при подборе земель, но найти поля с рН 5,5 нелегко. Реально этот показатель в среднем 6,0, а дальше корректируем — после всходов вносим цинк. 

Иван ГОЛУБ.
И. Голуб: Этого недостаточно. На таких почвах необходимо до посева льна вносить сульфат цинка, а затем в фазе полных всходов цинковые и борные микроудобрения. 

Н. Мисник: У нас проблем с подбором почвы не бывает: знаем содержание питательных элементов и кислотность каждого участка, все делали по рекомендациям Института льна, который затем проверил и дал заключения по каждому полю.

«СГ»: В эти дни, когда в одних регионах сев льна в разгаре, другие только готовятся приступить, на первый план выходит вопрос, как работать с землей, какие подходы применить, чтобы уложиться в срок. 

С. Бобровский: Министерство определило сроки сева для каждого региона. Последний день — 27 апреля, когда надо завершить в Витебской области.

Дмитрий НЕСПЛЯК.
Д. Неспляк: Для того чтобы справиться вовремя, надо заранее накопить необходимые ресурсы. Например, у нашего завода 1,1 тысячи гектаров земли, пять посевных агрегатов, что позволит провести работу максимум за десять дней. Если не помешает погода, до конца апреля завершим.

С. Бобровский: К сожалению, некоторые льнозаводы именно погодой и прикрываются, когда затягивают сроки. Да, в самую грязь сеять не надо, но при малейшей возможности ставь на тракторы сдвоенные колеса и работай.

Николай МИСНИК
Н. Мисник: У нас сев в разгаре. Для его ускорения используем любые варианты, конечно же, устанавливаем сдвоенные колеса. Для уменьшения влажности почвы проводим повторную культивацию, ведь растягивать сроки никак не можем: площадь льна в трех районах очень большая — 3,79 тысячи гектаров. Надо отсеяться в апреле.

И. Голуб: Конечно, выходить за отведенные временные рамки нежелательно. Но при определении наилучших сроков сева следует в условиях конкретного года ориентироваться не на календарную дату, а на оптимальные показатели температуры (7—8 °C на глубине 10 сантиметров) и влажности почвы (50—60 процентов от полной полевой влагоемкости). 

С. Бобровский: А если таких парамет­ров не будет долго на Витебщине, где самый короткий срок вегетации, и завершить сев в мае, лен может не успеть сформировать волокно. Ведь в июне часто бывает засуха, ослабленный лен погибает. Сроки уборки растягиваются, а осенние дожди портят остатки урожая. Льнозаводы получают убытки. Лен — культура раннего срока сева, и самое лучшее качество волокна получается у заводов, которые придерживаются этого правила.

И. Голуб: Выход есть. Предпочтение отдавать ранним и среднеспелым сортам, поздних сеять не более 25 процентов. Тогда лен нормально созреет и его можно будет убрать вовремя. Для Витебской и Могилевской областей должен быть именно такой сортовой состав. Да, не у всех заводов он есть, но ведь можно купить у других или обменяться.

«СГ»: Посеять быстрее можно и за счет более интенсивной работы техники. Какие возможны варианты?

С. Бобровский: В идеале, конечно, организовать круглосуточную работу сеялок, привлечь от сторонних организаций механизаторов и технику. 

И. Голуб: Я не сторонник ночного сева, можно управиться при хорошей организации и за световой день. Например, мы начинаем работу в поле в 6 утра и заканчиваем в 22:00. Не приветствую, когда два механизатора на одном тракторе: сложно найти столько людей, к тому же второй тракторист всегда ниже по квалификации. Может из-за недостатка опыта сломать трактор или сеялку, а на следующий день основному механизатору придется потратить немало времени, чтобы привести технику в порядок. Она должна быть в одних руках.

Н. Мисник: У нас в поле с 6 утра до 21:00, на каждом тракторе один механизатор. Да, люди перерабатывают, но за сверхнормативное время двойная оплата. За день у механизатора может выйти до 200 рублей. Деньги очень хорошие, поэтому аграрии готовы напряженно трудиться примерно две недели. Никого уговаривать не надо, все понимают значимость процесса.

Д. Неспляк: Предлагаю взглянуть на проблему более приземленно. Мы оставляем технику на ночь под охраной в деревнях, рядом с которыми сеем. Работаем до захода солнца. Людям надо отдохнуть, поэтому на следующий день разрешаем выехать в поле в 7:00. При надлежащей организации получится все сделать вовремя. 

«СГ»: Выше уже затронули тему семян. Какая ситуация в целом? Какой репродукционный состав, на что делать ставку?

С. Бобровский: Организации, возделывающие лен, его семенами обеспечены полностью и с запасом. Сеют, как правило, до третьей репродукции включительно, но порой используют импортные семена и четвертой. Результаты по урожайности хорошие. Конечно, приоритет белорусским сортам (занимают 70 процентов площадей), но нельзя только на них делать ставку. Нужна конкуренция, чтобы мы не замыкались сами в себе.

И. Голуб: Я не против сортов импортной селекции, но хочу обратить внимание на следующее. Зарубежные сорта обладают рядом положительных характеристик: высокоустойчивы к полеганию, характеризуются высоким выходом волокна. Все районированные импортные сорта включены в рабочие коллекции, активно используются в селекционном процессе в качестве исходных форм для создания высокопродуктивного селекционного материала. В производственных условиях в течение многих лет проводились опыты по сравнительной продуктивности сортов зарубежной и оте­чественной селекции. Установлено примерное равенство по урожайности тресты и вырабатываемой льнопродукции. 

Н. Мисник: В течение нескольких лет использовали только белорусские семена, а в нынешнем году решили попробовать импортные. Закупили небольшую партию для 5 процентов площадей. Почему пошли на такой шаг? У нас значительные площади, поэтому осенью возникают трудности с уборкой. А импортный сорт поздний, не боится перележки, сохраняет волокно при запоздалом подъеме тресты.

И. Голуб: Но есть и белорусские поздние сорта с аналогичными характеристиками.

Д. Неспляк: Мы используем только белорусские семена, причем, как рекомендуют ученые, стремимся увеличивать количество ранних и среднеспелых сортов. Если в прошлом году поздних было 50 процентов, то теперь — 40. Но и этого многовато, будем уменьшать. 

«СГ»: Для получения хорошего урожая и высокого качества тресты необходимы минеральные удобрения. Не все заводы могут их купить под полную потребность. Особенно это касается самых дорогих — фосфорных.

Н. Мисник: Всеми удобрениями обеспечены под полную потребность. Хотим поблагодарить Минский облисполком за помощь в этом деле, а также за выделение денег на средства защиты растений и другие ресурсы. 

Д. Неспляк: Государство поддержало и наш завод. Витебский облисполком помог приобрести 220 тонн фосфорных удобрений, а также выделил деньги на ремонт и закупку техники, погашение кредитов на приобретение глифосатов и средств защиты растений.

С. Бобровский: По стране обеспеченность минеральными удобрениями хорошая, но надо обязательно учитывать их сбалансированность. Если не хватает фосфора, сколько азота или калия не внеси, хорошего результата не будет.  

И. Голуб: Хочу обратить внимание на некоторые детали при работе с минеральными удобрениями. Для формирования одной тонны условного волокна лен-долгунец потребляет: N — 43—46; Р2О5 — 20—25; К20 — 60—65 килограммов. Примерные оптимизированные расчеты доз фосфорного и калийного удобрений необходимо проводить в зависимости от обеспеченности почвы этими элементами питания и планируемой урожайности. Определить дозу внесения азотных удобрений значительно сложнее. Используется специальная методика. Однако следует учитывать, что обильное азотное питание льна снижает процентное содержание волокна в стеблях, урожайность и качество волокна падают даже при отсутствии полегания. Некоторые агрономы-льноводы вносят высокие дозы азотных удобрений и применяют ретарданты. Это ошибочный путь. Ретарданты укорачивают стебель, снижают содержание волокна в стеблях и удлиняют период вегетации льна на 10—15 дней. Названный агротехнический прием, кроме потери урожайности льна и его качества, ничего не обеспечивает.

«СГ»: Благодарим участников круглого стола за интересную беседу. Надеемся, высказанные ими суждения пойдут на пользу всем льноводам. 

gedroiz@sb.by

Инфографика Ольги ПАК
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter