История одной фотографии художников Светланы Катковой и Зои Луцевич

Мать и дочь

На фото Светлана Каткова и Зоя Луцевич. Мать и дочь. Зоя — художница в третьем поколении, Светлана — во втором. В общем, как ни крути — династия. Они продолжают дело, начатое Сергеем Петровичем Катковым — известным белорусским живописцем и педагогом.


Мать пришла на выставку дочери. Ясное дело, как и положено, радуется успехам взрослого ребенка, сложившегося художника, принимает поздравления, волнуется, может, сильнее, чем на собственной выставке. Переживает, готова заступиться за нее. Так же происходит и на выставках Светланы Катковой — не один раз наблюдал, как дочь переживает за мать. Но при всей теплоте и радости всегда заметна и некая легкая ревность между родными людьми. С этим ничего не поделаешь, они в одной профессии, работают на одном поле.

Трогательный снимок подруг, но в некотором смысле и соперниц.

Светлана на фото спокойна, о чем–то задумалась, что–то вспоминает. Может быть, давнее из детства Зои. Как растила ее и писала свои холсты, как возила через весь город и носила в мастерскую, на последний этаж, маленькую Зойку. Пока та спала в коляске на балконе мансарды, писала свои цветы.

Маленькая Зоя выросла среди холстов и красок. И чтобы занять ее, мать вкладывала в руку малышки карандаш, фломастер, кисточку, подсовывала альбом. Ребенок успокаивался, начиная малякать что–то детское и забавное. Но самое главное — молчал, увлеченный делом, не отвлекал от работы. Дальше больше: училище, институт, экзамены, первые успехи и неудачи. Как могла поддерживала где словом, а где и делом. Но чаще личным примером. Так было и так будет всегда...

О чем думает Зоя Луцевич на этом фото? Она улыбается и радуется, как и положено на открытии выставки. Кому были вручены розы? Возможно, Свете за красивые картины дочери.

Как–то мы с Зоей рассматривали работы Светланы. Многие холсты были написаны еще в те годы, когда она не очень и понимала в живописи. Вдруг Зоя взяла один маленький холст в руки, повернула к свету и сказала: «Смотри, вот как здорово Света написала. Такой натюрморт должен в Лувре висеть, а он в мастерской пылится!»

На том небольшом холсте белели лилии, поблескивал подсвечник, тяжело ниспадала золотая драпировка. Работа светилась, мерцала, будто плавилась...

А в тихих словах дочери звучали как восторг, так и настоящее восхищение талантом матери — неподдельное, искреннее.

В мастерскую вошла Света, что–то пробурчала недовольно, поставила холст к стене и позвала нас пить чай и есть пироги.

ladzimir@tut.by

Фото любезно предоставлено Евгением Коктышем.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter