Каких только предложений не встретишь сегодня на рынке строительных и ремонтных услуг! В борьбе за клиента мастера наперебой гарантируют высокое качество работ, обещают выгодные цены. Но на деле такие бонусы могут оказаться лишь приманкой для доверчивых граждан. Клиенты порой и не подозревают, какие казусы их подстерегают, если безоглядно согласиться на условия предприимчивых самоучек. Не случайно и по сей день не теряет своей актуальности давняя шутка о том, что самым ценным расходным материалом во время ремонта являются нервные клетки заказчика. Как же избежать нежелательных проблем тем, кто решил обновить свое жилье?
Некоторые считают: чтобы застраховаться от возможного обмана, достаточно изучить специальную литературу и искать мастеров, воспользовавшись рекомендациями знакомых или родственников. Однако такие предупредительные меры срабатывают далеко не всегда. Об этом свидетельствует и статистика Минского общества потребителей, куда в последнее время все чаще стали поступать претензии на строительные фирмы и нерадивых специалистов. Больше всего жалоб приходится на некачественно выполненную установку окон, дверей, внутреннюю отделку помещений, рассказал юрист Минского общества потребителей Игорь Хатковский и пояснил причину возникающих конфликтов:
— При более детальном рассмотрении претензий выясняется, что бракоделы просто-напросто не имеют должной квалификации, профессиональных навыков и уж тем более не знакомы с техническими нормативами, необходимыми для производства ремонтных работ. Потребители в свою очередь не всегда могут на глаз определить уровень качества оказанных услуг. От радости, что дело сделано, впопыхах одобряют результат.
Вот лишь одна из типичных историй. Минчанин Сергей К. заказал в минской строительной фирме установку металлической входной двери. Работой остался доволен, рассчитался с мастерами. Но буквально на следующий день обнаружил, что дверь-то с браком — плохо закрывалась, ее полотно оказалось перекошенным. От имени заказчика юристы Минского общества потребителей обратились к подрядчику с претензией об устранении имеющихся недостатков, предложили провести экспертизу. Исполнитель пошел навстречу и заменил бракованную дверь.
Но и на этот раз работы были выполнены некачественно: дверная коробка не соответствовала проему, не проворачивался замок. Заказчику пришлось обратиться в суд. Только после этого его требования были полностью удовлетворены.
Порой судебные разбирательства из-за серьезных упущений строителей тянутся месяцами. Один из клиентов Минского общества потребителей целый год добивался, чтобы мастера, неграмотно залившие фундамент под его дом, признали свою вину.
— Чтобы отстоять свои права в подобных ситуациях, людям приходится затрачивать немало времени и сил, нести материальные убытки, — говорит Игорь Хатковский. — Поэтому, прежде чем приступить к ремонту или строительству, досконально изучите нюансы предстоящих работ, уточните все, что касается гарантии. Если она предоставляется исполнителем, то в договоре должно быть прописано, на какой вид услуг, на какой срок. Помните, согласно действующему законодательству потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы или услуги, если они обнаружены в течение гарантийного срока. А если такой срок не установлен, то в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или трех лет в отношении недостатков в недвижимом имуществе.
Юрист советует: в случае обнаружения некачественно выполненных работ не стоит тянуть. Нужно сразу же обратиться с письменной претензией к исполнителю и потребовать устранения недостатков. Если исполнитель не признает вины, потребитель имеет право самостоятельно провести независимую экспертизу, которая установит факт некачественно выполненных работ. Если требования не удовлетворяются в досудебном порядке, появляется право обратиться в суд с исковым заявлением.
Нередко качество ремонта страдает не по вине мастеров, а из-за того, что им пришлось работать с бракованными или просроченными стройматериалами, уточняет эксперт. Выбирая их в магазине, многие заказчики обычно не обращают внимания на дату выпуска, мол, не колбаса, не испортятся.
— И зря, — предупреждает начальник отдела торгинспекции Минторга по Минску Наталья Василевская. — Недавние проверки в строительном гипермаркете “Материк” выявили просроченных строительных материалов на более чем 8 миллионов рублей. Перележали на прилавке положенные сроки наполнители для краски, газонная трава, потолочные панели.
— Вам продали некачественный товар и отказываются возвращать деньги после письменной претензии? Потребуйте проведения независимой экспертизы или проведите ее самостоятельно, — советует Игорь Хатковский. — Паркет, ламинат, керамическая плитка, обои ненадлежащего качества могут быть возвращены либо заменены в том количестве, в котором были приобретены.
zaxarova@sb.by