Только у того, кто ничего не делает, фронт работ может уменьшаться

Мастера культуры

«С кем вы, мастера культуры?» — вопрос сам по себе не новый. Ново то, что в нашей стране он звучит все чаще. Значит, есть для того основания.

рисунок олега карповича.

Зафиксированные результаты

Насколько хороша работа Министерства культуры по очистке отрасли от бчб-плесени разных сортов? Ведь во все времена критиковать Минкульт большого ума не надо. Нет бы помочь хоть добрым (и не анонимным) словом…

Меж тем руководство министерства в последнее время сумело поставить конкретные вопросы конкретным руководителям (а через них — и конкретным работникам культуры) на местах («Культурный досуг», 17.11.21, «СБ. Беларусь сегодня»). И эта — спокойная, непубличная, без фанфар — практика некоторые беглые каналы довела было до натуральной истерики.

Теперь подоспела икспертная оценка промежуточных результатов работы белорусского общества (Минкульта в первую очередь) со стороны экстремистских медиа. Не то чтоб мы ждали-прождали, но интересно же? «Белорусский ПЕН, — пишут они, — провел 42 личные беседы с оставшимися в стране деятелями культуры». Ну, насколько те люди могут считаться таковыми, добавим мы, а то ведь у них и синяя коза Казимировска, и пустоцветка Недбай тоже в «дзеячах» ходят.

В ПНЕ это назвали «исследованием» (подсосав пяток грантов, к гадалке не ходи!) — и вот его «результаты».

«Во многих учреждениях культуры сменили руководство, уволили специалистов, в музее Азгура была изменена команда» — и прекрасно! Потому как музейного (шире — культурного) работника вырастить-то можно. Втолковать же, что негоже выходить на ступеньки госучреждения, где работаешь, с плакатиками, оказалось гораздо сложнее.

Им государство задолжало по гроб жизни, тогда как сами они ничем не обязаны, — трудно вывести сию невероятную бациллу из человека, если уж заразился-подхватила. Из работника сферы культуры особенно.

С такими министерство расстается — и белорусская культура, на круг, отнюдь не страдает.

«Берут людей со стороны, знакомых, особенно начальниками» — чем и рушат круговую поруку всех этих икспертов-кураторок, доцентов с кандидатами. Снова правильно, опираться надо на лично проверенные кадры.

«Среди причин увольнения — общественная позиция, отказ вступать в профсоюз, по доносу» — позицию излагайте на кухне, а не в теплом уютном госучреждении. Не хотите в проф­союз? — сидите там же. Забились под плинтус? — а люди все видят. И это не увольнение, хватит врать, это нежелание продлевать контракт. Мягкая, можно даже сказать, милосердная мера социальной защиты.

Наконец-то (и трех лет не прошло!) до невероятных начало понемногу доходить: «Такому деятелю культуры больше нет места в системе госучреждений, так как о его нелояльности будет указано в характеристике, которую в любом случае запросит новый работодатель». Да, именно так.

«Это потеря не только дохода и средств для существования, но и лишение социального жилья тех работников сферы, кому оно предоставлялось» — а вы как думали, наше общество бчб-плесень не только убирать не будет, но еще и растить в парниковом тепле, еще и приплачивая? Ты ошиблась, солдатка…

Чистим до блеска

Отмечают беглые и активизацию в Беларуси гражданского общества: «Непосредственно в день открытия выставки может прийти представитель комиссии… Мероприятие могут посетить некоторые лица, после визита которых выставка может быть закрыта… Даже в сферу эстетики и архитектуры все больше проникает русская эстетика» — все так и есть, як мае быць. Вытесняем чужие и чуждые белорусскому народу западные ценности. Всем миром, все, кому небезразлично.

Про настоящий же уровень забившихся под плинтус творцаў хорошо говорит вот такое место из «исследования»: «Арт-жизнь перешла в «режим тишины», пришла тенденция очистки библиотечных фондов и самоцензура библиотекарей, произошло возвращение к квартирникам и междусобойчикам, художники вынуждены выставлять свои произведения под псевдонимами».

Помните, были такие «разночинцы», потом «передвижники»? А у нас в Беларуси появляется новая творческая категория — «абасцанцы». Которые выставляются под кликухами, в интернете пишут под кликухами, говорят и живут под кликухами. И думают, что вот так уберегутся. Кстати, в чем-то они и правы: их до самого конца будут брезговать трогать.

И снова все эти дзеячы культуры врут: «В стране составлены списки неблагонадежных как творцов, так и простых работников сферы культуры», — пишут экстремисты в своем «исследовании», однако тут же выясняется, что это очередная ложь. В следующем же абзаце те же самые «исследователи» сами констатируют факт: «При этом никто точно не знает, как они выглядят и в какой форме существуют… респонденты рассказывали о градации списков, они бывают «первой линии и второй линии», «черные и серые», «одной группы и второй группы»… боже, какой бред!

Открою беглым тайну, ведь это так просто: гражданское общество распо­знает «абасцанцев» по запаху, вот и всё. И никакие списки патриотам и государственникам не нужны.

Еще один урок, который они наконец-то выучили: «Государственные институции работают преимущественно на обслуживание идеологических запросов власти» — да! И зарплату платят тем, кто работает на государство. И социальное жилье предоставляют. А там, глядишь, и до лечения бесплатного дойдут, и до пенсий… а детишек заберут — и сами будут даром образовывать и воспитывать. Государственные институции, они такие.

И это ни разу не рыпрэссии. Государственной идеологией должны заниматься государственные люди. И даже не «преимущественно» — другим здесь не место, наконец-то мы к этому приходим.

Многие дзеячы культуры, помнится, хацели перамен так, что кушать не могли. Ну — вот они, перамены. Пришли. Дождались.

Especially for You, Kylie Mindogue.

Заграница нам поможет

Вся эта радующая нас, белорусов, тоска и безысходность беглых была бы невозможна без системной и последовательной работы чиновников. Без той практической идеологии, которая от ­­­­­Президента через его Администрацию доводится и доходит до все большего числа государственных служащих разного уровня, чтобы быть ими подхваченной и воплощенной в дела.

И до все большего количества государственных систем, среди которых стонами беглых отдельно отмечено Министерство культуры. И нашими благодарностями. И пожеланиями ни в коем случае не почивать на лаврах. Ибо работы немерено, не верите? мы еще пару статей напишем.

О том, например, что беглые не оставляют попыток вновь найти финансирование и продолжить вредительство по всем векторам культурной сферы. Вот недавно провели Первый конгресс белорусской культуры в эмиграции — где? в Варшаве, где же еще!

Жалующихся и просящих внимательно выслушали: директорка берлинского филиала Института Пилецкого Анна Радзиёвска; профессор Университета Казимира Великого в Быдгоще Елена Глаговска; главный редактор альманаха из канадского «Беларускi iнстытут навукi i мастацтва, БIНiН» Наталья Гордиенко; координатор культурных программ Института Гете в Варшаве Игорь Куксин; старший сотрудник Фонда демократии для Беларуси Немецкого фонда Маршалла США Марина Рахлей; региональный директор Датского института культуры в Балтии Елизавета Дубинка-Гуща; спецпредставитель МИД Польши по сотрудничеству с белорусскими демократическими силами Артур Михальски.

Про Михальски, который был куратором белорусских предателей, работая послом Польши в Беларуси, а сейчас отправлен на прямую связь со своими бывшими агентами, мы знаем. Остальные — того же поля ягоды, почему и приведен такой полный список. Для памяти.

Проще говоря, иностранные спецслужбы, привычно действуя через фонды и институты, вновь собираются сплести уже выметаемые из страны паучьи культурные сети. В этом им помогают новые коллаборанты, основавшие «ИнБелКульт 2.0»: Алина Ковшик-Петжиковска, связная между «Белсатом» (= пилсудско-англосаксонским истеблишментом) и проходным кабинэтом. И Галина Казимировская с улицы (зачеркнуто) с «Вольнага хору», скорее, все же Казимежска.

Основная идея, отчетливо озвученная ими собравшимся беглым «участникам конгресса, пишущим хорошие книги и музыку [и — где??], создающим интересные спектакли [в Лондоне, что ли?], рисующим и поющим [на перекрестках]»: просто так денег не будет. Гранты получат, возможно, лишь те, кто «грамотно составил заявку, которая должна быть интересна широким общественным кругам страны, оказывающей поддержку».

Переведу: заявка на бабки должна быть направлена на разложение и раскол белорусского общества, замену его традиционных устоев на западные ценности. То есть финансироваться будет подрывная работа.

А подрывная работа в культурной сфере рассчитана на десятилетия, идет исподволь, видна не сразу, но разлагает в труху.

Маленькие люди

И все они, беглыя творцы, это безропотно съели. Еще и сравнили себя с «хранителями культурного наследия, стремящимися к тому же сделать белорусскую культуру интересной всему миру, как интересными всему миру были «Песняры» с Владимиром Мулявиным».

Галантерейщик и кардинал… Лоханкин и его роль… я и великие… Ни ума, ни фантазии, а одно только ущемленное (еще на родине) эго.

«Я дико извиняюсь… но откуда у нас столько шлимазлов? Из той культуры, в которой были Мулявин и были «Песняры»?» — горько спросил у меня интересующийся всякими новостями сосед. По большому счету, он прав (как были правы сто лет назад Ильф и Петров): просто есть большой мир и маленький, есть культура и эпигонство. Есть творцЫ — а за границей сидят твОрцы.

И они (особенно их кураторы) готовы помогать таким же, как сами, окончательно мельчать, опошляться, делаться врагами белорусов и Беларуси. Встречное желание у сидящих под плинтусом, как ни прискорбно, тоже есть.

Вот что говорят «исследователи-телефонисты»: «Важным для творцов в Беларуси является наличие возможности выезжать и выставляться за рубежом, на условиях анонимности создавать там арт-высказывания, чтобы белорусская повестка дня не вымывалась из европейских СМИ». Вот и давайте посмотрим, кто из этих творцаў выезжал. И когда, и куда, и как часто. Это же можно сделать через союзы и специальные возможности, правда?

«Респонденты, которые остаются в Беларуси, говорили о важности включения их в контекст, важности развития гражданского и высшего образования, налаживания системы повышения квалификации за пределами Беларуси, проведения там конференций и представления возможности публиковаться». Они хотят не просто помощи от заграницы. Они буквально требуют создания там альтернативных условий для продолжения их комфортного существования, когда государство наконец-то отлучило их от кормушки.

К которой многие припадали не годами — десятилетиями. И не в одиночку — а целыми семьями, династиями, свиными своими стадами, с кумовьями, золовками и швагерами. То есть сидеть в тепле и в спокойствии, в безопасности и в медицине они по-прежнему собираются здесь, а гадить сюда они будут оттуда. Ну ведь хороший план, согласитесь, достойный многих наших творцаў?

Государство уже порушило подобные надежды у обычных беглых, которые в большинстве своем не поют и не танцуют, не малюют и не графоманят, и не музыкi, к их счастью (Указ ­­­­­Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2023 г. № 278 «О порядке выдачи документов и совершения действий»).

Предлагаю всем заинтересованным подумать, как подобным же образом правильно поступить с теми, кто на вопрос «С кем вы, мастера культуры?!» до сих пор отвечает неверно.

Ибо накипело.

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter