Писатель-мистик, писатель-провидец, не боявшийся заглянуть за грань потустороннего, увидеть в повседневном парадоксальное. Прорвавшийся через пространство и время к собственным загадочным мирам и собственному стилю. Умело сочетавший классические традиции русской прозы с «новоязом» 1920—1930-х годов. Сатирик и философ, безошибочно «ставивший диагноз» любому персонажу или явлению, умевший заглянуть в суть вещей, в их скрытое дно. Все это он — Михаил Булгаков.
Почти все творческое наследие Булгакова экранизировано кинематографистами разных стран, поставлено в театре. В его произведениях всегда несколько пластов, и каждый находит в нем свой, для души, особенно близкий. Редкий праздничный эфир обходится без комедии «Иван Васильевич меняет профессию», снятой по мотивам фантастической пьесы Булгакова «Иван Васильевич». Почти каждое его произведение соединяет в себе бытовые и фантастические черты. Везде — аллегории, метафоры, намеки, ассоциации. За исключением ранних «Записок юного врача» — цикла рассказов предельно реалистичного, натуралистичного и местами жуткого. Фильм «Морфий» по мотивам некоторых из них снял Алексей Балабанов. А недавно в минском театре кукол прошла премьера «Записки юного врача», и это является лучшим доказательством того, что творчество Михаила Афанасьевича и сегодня активно включено в современный культурный контекст и востребовано. А сколько афоризмов из «Собачьего сердца» или «Мастера и Маргариты» прочно укоренилось в нашей жизни! Порой мы этого и не замечаем.
Как подробно, с какой точностью и каким роскошным актерским ансамблем в свое время Владимир Басов снял «Дни Турбиных» по пьесе Булгакова. Сколько мощи было в «Беге» Алова и Наумова. Совместные сцены Михаила Ульянова и Евгения Евстигнеева стали кинематографической классикой. По-своему интересны и отвечают духу и букве первоисточника «Роковые яйца» с Олегом Янковским в роли профессора Персикова. С уважением к булгаковскому слову отнесся Сергей Снежкин в сериале «Белая гвардия». По-разному можно относиться к фильму «Мастер и Маргарита» Юрия Кары — ему не повезло со временем. Казалось, если проката нет, то все дозволено, но хороший вкус никто не отменял. Кстати, не видел ни одной удачной зарубежной экранизации произведений Михаила Афанасьевича — не поддается он все-таки иностранцам, не могут они понять всех нюансов про «осетрину второй свежести».
В театре к Булгакову обращаются самые разные режиссеры. На Таганке гремел спектакль «Мастер и Маргарита», как, кстати, в свое время и в минском кукольном театре. Кирилл Серебренников ставил «Зойкину квартиру», Юрий Бутусов — «Бег», огромное количество раз была поставлена «Кабала святош». Главную роль Мольера в ней играли Юрий Любимов, Олег Табаков, Олег Ефремов, у нас — неутомимый Валерий Анисенко.
Михаил Булгаков — не мизантроп, он учит любит жизнь, принимать ее вызовы. В нем нет и слащавого оптимизма, в этом он сродни Чехову. Он верит в любовь, под какой бы личиной она ни пришла в жизнь человека. Даже если выскакивает, «как убийца в переулке»
Преклонив колени на скромной могиле писателя на Новодевичьем кладбище, на какое-то мгновение я замер, чтобы тихо сказать самому себе: здесь покоится прах гения, какое счастье, что он у нас был. Впрочем, вторя Владимиру Короткевичу, можно сказать: был, есть и будет.
НЕ ПРОПУСТИТЕ
В субботу, 15 мая, канал «Культура» в 16:05 покажет телевизионный художественный фильм «Театральный роман» (повтор в воскресенье в 7:50). А в эфире телеканала ОНТ 16 мая — премьера документального фильма «Полет Маргариты», начало в 9:30.
pepel@sb.by