Сегодня — 80 лет со дня рождения легенды белорусского кино Виктора Турова

Мастер. Режиссер. Туров

Сегодня — 80 лет со дня рождения легенды белорусского кино
«Я родом из детства» и «Через кладбище» (последняя решением ЮНЕСКО вошла в число ста наиболее значимых  фильмов о Второй мировой  войне)... Только за эти два фильма Виктору Тимофеевичу ТУРОВУ суждено было вписать золотыми буквами свое имя в историю белорусского кино. 20 лет назад классика не стало. Но мэтр, кажется, остался с нами навсегда — в кино работает его дочь Елена — тоже режиссер, на его работах учится подрастающее поколение кинематографистов, снимают фильмы и его ученики. Каким запомнился современникам классик, узнавала корреспондент «СГ».


Виктор ТУРОВ (справа) на съемках "Полесской хроники" по роману Ивана Мележа, 1984 год.
Фото из архива БелТА


Свой путь в искусство Виктор Туров начинал на киностудии «Беларусьфильм», куда пришел в 1959 году. Сначала снимал документальное кино, а потом военное. Эта тема впоследствии сделает кинематографиста, уроженца Могилева, знаменитым на весь мир. Немудрено: отец, расстрелянный в оккупацию, ужасы немецкого концлагеря, которые пережил ребенком Туров...

Первой работой на тему войны стала «Звезда на пряжке», вышедшая в 1962-м. Через три года начинающий белорусский режиссер получил международное признание. Фильм «Через кладбище» — первый полнометражный в творческой биографии Виктора Турова — встретили как новое явление в кинематографе. Войну он представил без пафоса: показал переживания оказавшихся в оккупации людей, она прошла через души тех, кто испытал шок разочарования, но боролся с захватчиками.

Виктор Туров первый в нашем кино, кто заговорил о войне не с монументальных, а гуманитарных позиций, показал ее глазами ребенка, память которого хранила не боевые сражения, а тяжелые будни тыла, объясняет кинокритик, заведующая кафедрой литературно-художественной критики Института журналистики БГУ, кандидат филологических наук Людмила Саенкова. Она была лично знакома с мэтром:

— По распределению после журфака БГУ я работала в Доме кино, а Виктор Тимофеевич возглавлял тогда Союз кинематографистов. Имел невероятный авторитет, находился на вершине славы, успеха, его уважали власти, с его мнением считались. Вместе с тем как руководитель Туров слыл человеком строгим, резким. Однажды мне нужно было поехать на учебу во ВГИК. В Москве я, встретив многих друзей, задержалась и возвратилась на работу позже положенного. По приезде думала, что меня уже давно уволили. Но нет. Решила руководителю откровенно рассказать, почему пропустила рабочие дни. В ответ Виктор Тимофеевич улыбнулся, мол, с кем не бывает. И я была благодарна ему за то, что он, как друг, с пониманием отнесся к ситуации, инцидент был исчерпан...

«Говорить своим голосом» научился у Александра Довженко, режиссера, который преподавал нашему земляку во ВГИКе и которого всю жизнь Туров считал своим учителем и крестным отцом в кинематографе. Похожие уроки давал уже спустя много лет своим студентам, рассказывает его ученица, белорусский режиссер Рената Грицкова:

— Мы были первым набором в творческой мастерской у Виктора Турова (к слову, это он придумал первый национальный курс кинорежиссеров в Белорусской государственной академии искусств). Виктор Тимофеевич отдавал нам много сил и времени, приглашал к сотрудничеству лучших педагогов, актеров, которые охотно делились опытом с нами. Режиссер заставлял нас мыслить, учил отстаивать свою творческую точку зрения. Мы прошли великую школу поэтического кино. На ней, можно сказать, взращивается очередное поколение учеников Турова. В этом учебном году в Академии искусств, где преподаю, у меня первый выпуск студентов — восемь человек. Это символично.

Сегодня и в последующие дни в память о Викторе Турове на экранах страны – ретроспективы работ мастера. В Могилеве — традиционная «Туровская осень». Люди несут цветы к кинотеатру «Родина», где находится барельеф кинематографиста. А на телеканале Беларусь 3 в 21.15 премьера — хроникально-документальный фильм «Мастер. Режиссер Виктор Туров» известного белорусского режиссера Сергея Катьера. Несмотря на солидный хронометраж (52 минуты), фильм — не киноведческое исследование творчества мэтра, рассказал автор картины:

— Главная наша цель — исследовать истоки становления личности большого художника, понять мотивировку выбора тем в его творчестве. Несмотря на большое количество участников фильма  — Владимир Гостюхин, соученица Виктора Турова Маргарита Касымова, его ученики Иван Павлов и Александр Анисимов, кинорежиссер Александр Ефремов, вдова Тамара Турова, дочь Елена и другие, — которые делятся своими воспоминаниями, прежде всего хотелось дать слово самому режиссеру, и в этом нам помогли фонды Белтелерадиокомпании, материалы которых мы постарались использовать максимально.

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter