Стать агрономом, когда сам из деревни и свое будущее видишь только в ней, когда еще с детства у тебя любовь ко всему живому на земле, будь то коровы, за которыми ухаживала бабушка‑доярка, или поля колосящейся под солнцем пшеницы, для Дмитрия проблемой не было. Школьный аттестат с весьма приличными баллами обеспечивал ему место на агрономическом факультете Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. Тем не менее наш герой взял целевое направление от тогдашней экспериментальной базы «Устье». И зачем, провоцирую, было на пять лет лишать себя свободы выбора?
— Наоборот, осознанный выбор. С каких пор стало кабалой гарантированное первое рабочее место с полагающимися целевику преференциями, как то: обеспечение жильем и надбавки к зарплате? Переживал лишь, что дела в «Устье» в те годы шли совсем неважно. Предприятие находилось в коммунальной собственности, в крайней степени упадка: техника — глянуть и заплакать, основные производственные фонды самортизированы, надой — 1600 килограммов от коровы в год, плотность скота — девять голов на 100 гектаров сельхозугодий, зерна на круг — максимум 25 центнеров, а часть угодий вообще не засевалась. Так что некоторые опасения были.
Наверное, вы удивитесь, если скажу, что опасения эти развеял… Александр Лукашенко. И вот как.
В сентябре 2014 года Президент проводил в Оршанском районе совещание по развитию льняной отрасли, осматривал посевы и опытные делянки Института льна, который базируется в агрогородке Устье, узнал, в каком бедственном положении когда-то процветающее хозяйство. Решение последовало мгновенно: передать экспериментальную базу «Устье» в ведение Академии наук.Удачное стечение обстоятельств? Нет и еще раз нет. Это конкретный, персонифицированный итог того внимания, которое Глава государства уделяет развитию агрокомплекса, его эффективному функционированию, с одной стороны, и совершенствованию системы образования, в том числе аграрного, целой системы социальных лифтов для сельских ребят, с другой. Так что случайность, и приятная, здесь лишь в том, что на сей раз звезды сошлись именно на Дмитрии Батюкове. А скольким в результате такой политики нашего Президента они благоволили до этого и кому еще будет освещать путь к профессиональном высотам, посчитать практически невозможно.
Надо отдать должное, что председатель президиума Академии наук Владимир Гусаков, его заместитель Петр Казакевич, академик-секретарь аграрного отделения НАН Владимир Азаренко, ученые, можно сказать, в чистом виде, на которых была возложена персональная ответственность за выполнение поручения Президента, проявили себя здесь как крайне эффективные менеджеры и немалыми средствами, выделенными на развитие предприятия, распорядились с умом. И ко времени, когда Дмитрий пришел сюда на работу (начало 2019‑го), уже куплены тракторы, комбайны, выровнены и укрупнены поля, оптимизирована структура севооборота, стали возделываться перспективные и урожайные сорта. И теперь уже главный агроном, а именно на эту должность назначен вчерашний студент, отвечал за то, чтобы угодья дали хорошую отдачу. Страшно было?
— Нелегко, — уточняет Дмитрий. — Одно дело теория, другое — планировать посевную на огромных площадях: у нас около семи тысяч гектаров пашни. Но коллеги-агрономы, и в первую очередь Андрей Сергеевич Алексеенко, которого сменил, организовали для меня настоящий курс молодого бойца. Вместе корпели над картами полей, разбирались с составами почв, предшественниками. Они подсказывали, советовали, нещадно критиковали, если нужно было. В итоге в 2019 году зерна получили по 50,1 центнера с гектара против 30 в предыдущем году, а с урожайностью рапса в 32 центнера стали вторыми в районе.
Интересным было отношение к молодому специалисту и директора Федора Ботяновского, опытного хозяйственника, умного и строгого человека, которому поручили выводить бывшую базу из прорыва.
— Директор взял за правило брать меня на все мероприятия, на которых бывал сам: исполкомы, семинары, совещания в Академии наук с участием первых лиц. Возил на фермы и во всех подробностях рассказывал о физиологии животных, отелах, кормлении, лечении. Натаскивал, и очень серьезно, в экономике и финансах. И вот здесь я сам себе сказал спасибо за то, что, учась на агрофаке, параллельно получил специальность экономиста-организатора сельхозпроизводства и прослушал курс по управлению организациями и подразделениями в АПК. То есть база у меня была, а Федор Григорьевич научил, как эти знания реализовать на практике, — вспоминает Дмитрий Батюков.
Дальше еще интереснее: в конце года в «Устье» поступает телефонограмма от Владимира Гусакова с просьбой обеспечить присутствие на одном мероприятии руководителей предприятий, а потом его рукой сделана приписка: «А также прошу принять участие молодого главного агронома «Устья».
Дмитрий, конечно, догадывался, что и Федор Ботяновский, и руководители Академии наук к нему присматриваются, оценивают деловые качества, умение принимать решения и многое другое, но не думал, что процесс окажется столь стремительным. В январе 2020‑го он станет исполнять обязанности ушедшего в отпуск директора, а через месяц коллективу «Устья» будет представлен как новый директор.
И именно он, 22‑летний деревенский паренек из белорусской глубинки, вскоре подпишет многомиллионный международный контракт на поставку в «Устье» красного датского скота, а это более тысячи племенных телочек. Получается, чем круче взлет, тем выше ответственность. В данном случае за успешную реализацию крупнейшего государственного проекта. Получилось?
— Да, сейчас у нас 2100 голов красного скота, в том числе 990 дойных, выбытие нулевое. От каждой буренки в день по 20 килограммов молока, жирность и содержание белка в котором намного выше, чем у черно-пестрого скота. Еще одно конкурентное преимущество — от красного скота более 40 процентов молока Аz-Az. Коров, от которых его получаем, выделяем в обособленную группу, с одним из крупнейших переработчиков достигнута договоренность о выпуске ценного продукта.
Здесь мы с Дмитрием Александровичем несколько нарушили хронологию событий, забежали наперед. Но согласитесь, интересно узнать, что он думал, когда принимал это предложение, какие опасения (примет ли коллектив, болезненным ли будет переход от Димы, Димки к Дмитрию Александровичу) испытывал и многое другое. Собеседник мой интерес удовлетворяет в полной мере.
— Родственники некоторые отговаривали: «Куда ты идешь? Надо тебе за триста человек и их семьи отвечать, когда за спиной только академия и опыта с гулькин нос?» А у меня запал, азарт: надо доказать, что не зря учился. Согласился сразу, тем более никого не подсидел, никому дорогу не перешел. И потом, я же местный, знаю всех, и меня знают. Приняли нормально, никакого пренебрежения, взглядов свысока. Должен заметить, что в Устье отношения между людьми уважительные, без панибратства. В студенческие годы подрабатывал помощником комбайнера, и старший в экипаже, Сергей Спаткай, называл меня Дима. Потом, когда сам стал старшим комбайнером и в помощники пригласил семидесятилетнего соседа Владимира Панкратовича Тиханского, мы друг друга по отчеству называли. Хотя грань здесь есть, и она тонкая, целиком зависит от тебя самого: можно в 18 лет быть Иван Иванычем, а в 60 — Ванькой.
Сегодня, спустя четыре года на ответственной должности, когда ты на первой позиции и твоя подпись на любом документе последняя, совершенно очевидно: как управленец Дмитрий Батюков состоялся. Красноречивее всего это подтверждают цифры.
— В первый год мы еще не могли оплачивать налоги, счета за электроэнергию и прочее — не хватало оборотки. Зарплата средняя — 500 рублей, выработка на одного трудящегося — 14 тысяч рублей. Сегодня от коровы доим 5,5 тысячи килограммов, и это не предел, в структуре выручки 70 процентов дает именно молоко. Зерна при любых условиях стабильно получаем более 10—15 тысяч тонн и свои потребности в нем обеспечиваем полностью. Средняя зарплата — 1400 рублей, выработка на одного трудящегося — 66 тысяч рублей. Наблюдается положительная рентабельность более трех лет. Здесь очень сильно помогли Указы Президента № 70 и № 339. Дело в том, что в свое время к «Устью» присоединено семь убыточных хозяйств, которые и потянули его на дно. Благодаря этим указам платежи по долгам были отсрочены. Сегодня мы их погашаем без особого напряжения, а это в общей сложности примерно 8 миллионов рублей, — анализирует ситуацию Дмитрий Батюков.
Экономика «Устья» зиждется на двух китах.
Первый — важный не только для хозяйства, но и страны в целом молочно-товарный комплекс «Устенский» почти на 2800 голов скота, в том числе тысячу дойных коров. Цена строительства — около 34 миллионов рублей. Здесь содержится и воспроизводится тот самый элитный красный скот, с которым республика связывает большие надежды в молочном животноводстве. 30 октября 2021 года Дмитрий Батюков еще раз, теперь уже в реальности, пересекся с Главой государства и даже имел честь получить от него самый настоящий мастер-класс.
— Ждем Президента на комплексе. Я страшно волнуюсь, ведь знаю, как Александр Григорьевич реагирует на малейшую бесхозяйственность. Тогдашний председатель Витебского облисполкома Николай Николаевич Шерстнёв меня успокаивает. Подъезжает машина. Глава государства идет к Владимиру Павловичу Андрейченко, а потом разворачивается ко мне и здоровается. Крепкое такое мужское рукопожатие. И знаете, после этого все страхи отрезало.
Успокоился и во все глаза глядел, как работает Президент. Он вникал в каждую мелочь: скот закупили, а комфортно ли ему, подогревается ли вода, какая подстилка, чем кормим, какой комбикорм получают телята, как они набирают вес. Зашли в доильный зал (таких, как наш, в стране нет). Президент опять дотошно вникает во все детали, вплоть до того, что просит объяснить, что будет, если на вот эту кнопку нажать. И с таким неподдельным интересом, искренним стремлением понять, что как работает, что из чего получается. Потрясающая атмосфера доверия и доброжелательности!Все это вместе подвигло на понимание одной очень важной истины: высший управленческий пилотаж, мастер-класс, который нам продемонстрировал Глава государства, не только в знании технологии, экономики и прочего. Он в том, что ты не ставишь себя выше собеседника, своим к нему отношением раскрываешь его возможности, подтягиваешь к своему уровню. Особо горжусь выводом, который сделал после посещения Президент: «Они все сделали. Не то чтобы придраться не к чему, но при нашем финансировании они в принципе разобрались».
Второй кит — завод, а лучше сказать инновационный комплекс по подготовке семян высоких репродукций объемом 10 тысяч тонн в год. По мощности и технологиям он в стране вне конкуренции. Алгоритм работы такой: академический НПЦ по земледелию поставляет питомникам элиту и суперэлиту, на заводе их в массовом порядке размножают, затем доводят до нужных кондиций и с немалой выгодой продают. Счет на тысячи тонн: в общем вале доля зерна, выращиваемого на семена, — свыше 30 процентов.
У молодого директора планов громадье. Из наиболее значимых, если принимать как должное работу по увеличению объемов производства продукции животноводства и растениеводства, — строительство линии по производству комбикорма. Покупать его по тысяче рублей за тонну, когда своего зерна в избытке и дело только за его приготовлением, Дмитрий Батюков считает расточительным. Будут возводиться траншея на 7,5 тысячи тонн сенажа, навес для техники. Все с солидным финансовым участием Академии наук, которая вкладывается и в строительство, и в приобретение техники, дизтоплива. И это тот случай, когда деньги не проедаются, а делают деньги: срок окупаемости завода по подготовке семян — пять с небольшим лет.
Дмитрий Батюков с супругой Алиной и сыном Евгением.
Но самая главная мечта — еще один МТК. Логика проста: часть дойного стада содержится на старых фермах, пусть и реконструируемых, в стены которых современные технологии не воткнешь. Его строительство уже почти не требует обсуждения: Президенту об этой идее доложили во время посещения МТК «Устенский» — принципиальное его согласие получено. Но это большие деньги: как определиться с источниками финансирования, кто будет инвестором — серьезные вопросы, которые Дмитрий Батюков намерен обсудить с Владимиром Гусаковым. Кстати, на вопрос, не давят ли на него академические кураторы степенями, ответил сразу и отрицательно: полная поддержка, взаимопонимание, всесторонний и скрупулезный анализ проблемы. И потом, он и сам через полгода-год станет кандидатом наук. Хватило же у человека времени, здорового честолюбия, а главное, практического материла для кандидатской!
На сегодня у Дмитрия Батюкова есть все. Востребованность, авторитет, уважение. Работа, в которую врастает корнями. Команда единомышленников, где на заглавные роли он позвал однокурсников Антона Курса и Дмитрия Ковалева (стали его правой рукой). Сплоченный трудовой коллектив, средний возраст — 34 года. Механизаторы, которых уже не надо утром выгонять из курилки на мехдворе в поле и которые готовы выкладываться на жатве. Любимая супруга Алина, благодаря которой полгода назад стал самым счастливым на свете отцом сынишки Жени.
И при таком богатстве самому Дмитрию всего 27. Представляете, какой у человека огромный запас времени и сколько хорошего и полезного для страны ему еще суждено сделать? В этом я почему-то не сомневаюсь: если подумать, «Устье» как первая ступень космической ракеты, следующие возносят уже на совсем другие высоты.
kuchko@sb.by