Русофобская горячка в Прибалтике набирает обороты. Неонацистский политический истеблишмент с маниакальным азартом сносит советские монументы, демонстрируя это на весь мир и соревнуясь в степени кощунства. В Эстонии — мемориальный танк Т-34 в Нарве, в литовской Клайпеде — памятник советским воинам. А в Риге спустя 78 лет после освобождения города от фашистско-немецких захватчиков, наплевав на все возможные нормы морали, решения международного военного трибунала и основы права, потомки карателей берут реванш и сносят памятник воинам Советской армии — освободителям Советской Латвии и Риги, отдавшим жизни за то, чтобы представители этой нации жили на своей земле.
25 августа. Снос памятника Освободителям в Риге. Фотокорреспонденты во всеоружии.
Произошедшее в столице Латвии можно назвать публичным воплощением того, что руководства прибалтийских стран делали скрытно на протяжении многих лет: переписывали историю, все громче и громче восхваляя нацистских преступников и очерняя подвиг советских солдат.Крушение знакового монумента — жирная точка в этом процессе. Маски сброшены, теперь всему миру очевидны замыслы неонацистской власти. Снесли максимально кощунственно, не разрешив инициативной группе даже собрать остатки и передать на хранение в фонд исторического наследия. Место памяти и скорби сотен тысяч жителей Латвии просто сровняли с землей.
Местные жители, потомки тех, кто отдал жизнь за свободу Латвии, не могут смотреть на происходящее без боли. Они попытались сделать все возможное, чтобы противостоять варварскому поведению политического истеблишмента. В ход пошли не только массовые акции протеста, но и юридические попытки отстоять народное достояние. Все оказалось тщетным. Вот что говорит рижанка Татьяна Жданок, латвийский евродепутат:
— Было собрано более 10 тысяч подписей с призывом обратить внимание на ликвидацию школ и памятников в порыве русофобии. Мы готовы сделать все, чтобы восстановить мемориал. Я верю в судьбу, справедливость и возмездие.
Латвийский историк, политолог, лидер партии «Центр» Нормундс Гростиньш, будучи студентом, принимал участие в строительстве памятника. Он рассказывает: авторы монумента — известные латышские скульпторы. А средства на его строительство собирали и латыши, и русские — все советские люди. Произошедшие события для него — личная трагедия.
— Эта победа была нашей совместной. И долгое время на этой земле мы вместе строили новые жилые районы, мосты, заводы и фабрики, памятники... Сейчас у нас хотят отобрать память и сказать, что ничего не было, что все было неправильно.
Политик уверен, что существующую ситуацию в стране надо менять:
— Этих правящих, приехавших из-за океана потомков коллаборантов надо призвать к ответственности. Я уверен, справедливость восторжествует и они понесут заслуженную кару.И чтобы это случилось, мы не должны дать им размежевать нас на белорусов, русских, украинцев, латышей. Мы должны вместе вспомнить то хорошее, что было в нашей истории. Найти методы, как призвать их к ответственности, как остановить этот беспредел. Потому что они не остановятся. Этих правящих должны остановить мы.
А вот что говорит Игорь Марзалюк, депутат Палаты представителей, член-корреспондент Национальной академии наук, доктор исторических наук:
— Когда мы говорим о памятниках погибшим в годы войны, мы должны помнить, что решения Нюрнбергского трибунала никто не отменял и те, кто противостоял фашистам, были на правильной стороне. Те же, кто присягал на верность Гитлеру, кто исповедовал человеконенавистническую идеологию, никогда не отмоются от этого.
Снос монумента — плевок в свою национальную историю, считает Игорь Марзалюк:
— У них извращенная избирательная память в отношении своей истории. Они забыли о латышах (а это тысячи и тысячи людей), которые героически сражались против фашизма на фронтах Великой Отечественной войны. Это плевок в душу своим же гражданам, плевок в свою национальную историю.
Тем временем в Польше в рамках исполнения закона о сносе памятников в целях декоммунизации и десоветизации демонтировали памятник Красной армии в городе Бжег. Институт национальной памяти Польши выделил более 83 тысяч долларов на проведение работ по сносу монумента.