Сражение за Березу — одно из самых непростых. Директор музея поясняет почему:
— Березу и подступы к ней, как и другие города, хорошо укрепили. У нас местность возле реки заболочена. На востоке заливной луг, с другой стороны — укрепленная высота времен Первой мировой. Все это усложняло задачу освободителей. Бои шли ожесточенные на протяжении двух суток.
Анна Тюшкевич.
На стендах выставки есть информация о четырех дивизиях, освобождавших город, свидетельства очевидцев, в том числе рукописные воспоминания.
— Крайне кровопролитные бои велись возле деревни Шилин 14 июля 1944 года, — рассказывает Анна Тюшкевич. — Впервые разместили в открытом доступе рукописное свидетельство старшего сержанта Михаила Банных, нашего земляка. Он командовал взводом управления полковой батареи 174‑го стрелкового полка 20‑й стрелковой дивизии.
«Условия, в которых наступал наш полк, были довольно трудными, — напишет он годы спустя. — Во-первых, после двухсуточного перехода ночью пришли на восточный берег реки Ясельды, форсировали ночью ее и прилегающее к ней болото и в 5 утра пошли в наступление… Я непосредственно корректировал огонь батареи. Все огневые точки противника приходилось отыскивать в процессе наступательного боя...»
Михаил Банных подчеркивает, что благодаря слаженности всех расчетов батареи такие точки моментально пристреливались и уничтожались, противник отступал. При этом приводит интересный пример личного мужества. Для пополнения стрелковых рот во время наступления из его батареи взяли 30 человек, в том числе пулеметчика Харина. При контрнаступлении противника полк вынужден был отступить. Этот солдат «будучи легко раненым, перенес через все препятствия на восточный берег реки Ясельды свой станковый пулемет и ручной пулемет убитого товарища, не оставив оружие врагу».
Директор музея рассказала еще об одном примечательном случае героизма и находчивости освободителей, который описал командир минометной батареи Александр Буромский:
— Его подразделению поручили форсировать реку Ясельду в составе батальона под командованием Александра Антонова, будущего Героя Советского Союза. Две роты переправились успешно, были прикрыты огнем артиллерии и обошлись без потерь. Но противник открыл сильный огонь, и наших огневых точек не хватало, чтобы его подавить. Решили перетащить пулеметы прямо по дну реки, привязав... веревками. Дело оказалось чрезвычайно трудным, однако все получилось!
Интересным наблюдением поделилась сотрудница музея Алла Драган, которая исследует истории земляков, участвовавших в Великой Отечественной.
— Многим солдатам пригодились умения, полученные в мирной жизни. Сельские ребята были более выносливые, — отмечает она. — Так, Алексей Сирисько из Песок даже привязывал веревкой к ноге металлический канат, чтобы переправить его на другой берег и помочь другим перебраться через реку.
Мы обратили внимание и на чрезвычайно подробную карту, иллюстрирующую освобождение района. Выяснилось, что в ее создании принимали участие местные энтузиасты-краеведы Валерий Непарко, Виктор Евхутич и Юрий Тараненко.
— Березовчане активно откликаются на наши призывы поделиться семейными архивами, фотографиями, вместе реализуем немало проектов, — рассказали в музее.
В то же время и само учреждение реализует проекты, которые приоткрывают достояние фондов более широкой публике. Так, в зале периода Великой Отечественной войны представлен оригинал письма, написанного летом 1944 года 31‑летним гвардии капитаном Петром Григоренко, старшим адъютантом 2‑го стрелкового батальона 143‑го гвардейского стрелкового полка 48‑й гвардейской стрелковой Криворожской дивизии. Ее соединения освобождали Березу и район в июле 1944‑го. Письмо-треугольник отправлено полевой почтой жене Марии, проживавшей в Ленинабадской области Таджикской ССР с четырехлетним сыном и трехлетней дочерью. Оно доступно на сайте музея благодаря виртуальному проекту «Военный артефакт».
После сердечного приветствия жены Маруси муж и отец с любовью обращается к детям. За их счастливое будущее, за Родину Петр шел в грядущий бой: «Я как был жив и буду жить, а уничтожать нечисть и очищать наш родной край нужно. Пиши, Маруся, пиши дорогая, все пиши, какие есть новости, что хорошее, что плохое, как живут на руднике, все пиши». Позже Мария получит письмо-похоронку: муж погиб смертью храбрых в бою при освобождении от немецких оккупантов белорусского города Береза Брестской области 14 июля 1944 года. Ординарец гвардии сержант Петр Мордвинов написал ей: «Похоронил я его в селении Смолярка, в 4‑х верстах от районного центра Береза, как близкого товарища и офицера».
Спустя время останки Григоренко перенесли в братское захоронение в Комсомольский сквер города. Мария Григоренко в 1964 году побывала в Березе. Она и передала в музей письмо — драгоценный артефакт. В 1965‑м одной из улиц райцентра присвоили имя Петра Григоренко. Память о нем жива.
В музее уверены: слова из письма солдата, погибшего за освобождение Беларуси, были пророческими: «Маруся, не горюй и не плачь, я думаю, что я как был жив и буду жить…»yasko@sb.by