Юные поляки массово оскорбляют, унижают, бьют своих новых одноклассников. За плохое знание польского языка, за то, что «понаехали», или просто так, без причины. Проблема приобрела настолько острый характер, что родители начали создавать специальные сообщества в соцсетях и мессенджерах, посвященные только этой теме. Там они жалуются друг другу на равнодушие полиции и школьной администрации, выкладывают снимки синяков и ссадин, полученных детьми после «общения» с польскими ровесниками. Про порванные рюкзаки и одежду и говорить нечего… Между этими историями попадаются и размышления на тему «мы тут граждане второго сорта, нам никто не поможет». Поэтому кое‑где возникают мысли о создании неких «отрядов самообороны» из числа родителей, которые бы встречали детей после школы. Кто‑то призывает нанимать психологов и юристов, кто‑то видит решение в привлечении внимания властей через прессу… В частности, украинскую.
Так, на прошлой неделе несколько украинских изданий написали о ситуации с детьми беженцев в польских школах. Таким образом родители, доведенные до отчаяния, попытались привлечь внимание к проблеме украинского МИД. Чтобы он, значит, по дипломатическим каналам как‑то повлиял на безмятежно дремлющие польские власти. Правда, описывающие беду журналисты заодно пнули и офисно‑кабинетных главарей белорусских беглецов: «Игнорируют проблему и эмигрантские политические центры, которые не желают давить на официальную Польшу, приютившую их».
Ну и в чем они не правы? Красноречивое молчание информационных рупоров беглых, пожалуй, лучше всего подтверждает верность этих слов.
Украинка, жаловавшаяся в прессу на травлю детей в польских школах, сказала, что ситуация не выходит из берегов только потому, что еще не произошло серьезной трагедии. И вот пару дней не минуло, как стало известно о самоубийстве Юлии, которую пять лет травили одноклассники. И все об этом прекрасно знали, но никто ничего не предпринял. Несчастная девушка и школу не раз меняла, но на новом месте учебы буллинг только усиливался… Кстати, погибшая — полька. Теперь можете представить, какой уровень агрессии обрушивается на чужаков, не знающих ни языка, ни обычаев в новой стране.
Белорусским детям, столкнувшимся с преследованием в польских школах, есть кого «благодарить» за ситуацию, в которой они оказались. Родители, нагуляв себе административных и уголовных дел на родине, попросту смылись вместе с детьми, которым объявили, что теперь они якобы «в безопасности». Однако в это трудно поверить, читая петиции эмигрантов, обращенные к польским властям. Цитирую:
«В течение нескольких лет наши дети терпят унизительные издевательства по отношению к себе от одноклассников‑поляков. Наших детей бьют, оскорбляют, рвут и портят личные вещи, унижают их честь и достоинство по национальному признаку».Вряд ли за такую «безопасность» дети когда‑нибудь скажут горе‑родителям спасибо.
Сейчас матери пострадавших школьников апеллируют к Конвенции о правах ребенка, которую Польша обязана соблюдать. И требуют «организовать проверки в учреждениях образования Польши по поводу выявления фактов насилия над белорусскими и украинскими детьми». Но, судя по настроениям в родительских сообществах, у них немного надежды на то, что удастся расшевелить варшавские власти. Те не услышали даже «тихий крик» — как пресса уже прозвала воскресный траурный марш по несчастной жертве буллинга. Некоторые же и вовсе решили его не заметить. Хозяева должны оценить.
А значит, продолжение следует.
rud@sb.by