Юрий и Виталий Соломины, Лариса Удовиченко, Людмила Максакова, Олег Видов и Игорь Дмитриев, великолепная Гликерия Богданова‑Чеснокова, Ольга Волкова, Сергей Филиппов и Александр Демьяненко — впечатляющее созвездие, не правда ли? Но надо сказать, что путь и к сцене, и тем паче к экранизации у «Летучей мыши» был непрост. Начнем с того, что либретто переписывали все кому не лень: у одних оно получалось веселым и обеспечивало постановке успех, у других — невероятно скучным, что обусловливало ее провал. Бедную «Летучую мышь» то превозносили, то ругали, обвиняя всех остальных в дурном вкусе, да еще и авторы вели тяжбы о своих правах.
Когда дело дошло до постановки в Московском театре оперетты в 1947‑м, то, ознакомившись с «правильным» вариантом, постановщики пришли в ужас: это оказался тоскливый затянутый водевиль, в котором не было ничего смешного и привлекательного. И либретто было решено переписать еще раз — так, чтобы советский зритель получил действительно качественный продукт.
Два блестящих драматурга‑комедиографа — Николай Эрдман и Михаил Вольпин — создали тот роскошный, смешной, наполненный шутками и перипетиями сюжет, к которому мы с вами привыкли и успели заучить наизусть. Так, например, в нем появилась знаменитая сценка, где мать обучает свою засидевшуюся в девицах дочь «стрельбе глазами»: туда‑сюда, туда‑сюда, и многое другое.А когда в 1979‑м зашла речь об экранизации популярной истории, ее доверили Яну Фриду — ученику великого Сергея Эйзенштейна. Режиссеру в ту пору уже перевалило за 70, двумя годами ранее снискала успех выпущенная им «Собака на сене» с Михаилом Боярским и Маргаритой Тереховой в главных ролях. К слову, успех «Собаки на сене» и «Летучей мыши» подвиг его впоследствии к целой серии работ в этом жанре: так появились на экране «Благочестивая Марта», «Сильва», «Вольный ветер», «Дон Сезар де Базан» и «Тартюф».
Но вернемся к «Летучей мыши». Фрид вспоминал: «Еще работая в консерватории и ставя отрывки музыкальных фильмов, я задался вопросом, почему многие знаменитые оперетты сегодня не идут на сцене, почему на полках музыкальных театров годами пылятся великие партитуры Кальмана, Оффенбаха, Дунаевского, Штрауса. И пришел к выводу, что основной источник бед — на редкость неудачные либретто этих оперетт, скучные и громоздкие. Чтобы возродить этот жанр, нужно было найти адекватное прекрасной музыке драматургическое решение. И я постарался решить эту трудную задачу. Были написаны сценарии, привлечены лучшие драматические и комедийные актеры, а для исполнения вокальных партий — лучшие оперные певцы. Прибавьте к этому профессиональную режиссерскую и операторскую работу. Так оперетта была успешно «реанимирована» и вновь обрела любовь широкого круга зрителей».
В роли блудного мужа‑кутежника Айзенштайна и его приятеля‑адвоката Фалька режиссер принял решение снимать братьев Юрия и Виталия Соломиных, у которых был прекрасный тандем и в жизни, и на площадке, но в кино вместе им доводилось сниматься редко. Их любимой сценой в фильме оказалась та, где вдвоем они несут чушь, одурачивая жену Айзенштайна Розалинду. Эту роль — неглупой женщины, которую муженек‑ловелас все время обманывает, сбегая из дома на веселые вечеринки, — Фрид с самого начала задумал отдать Людмиле Максаковой. Он уже предлагал ей главную роль двумя годами раньше, когда искал главную актрису для «Собаки на сене». Тогда Максакову убедили, что кино в стихах не будет иметь успеха, и она отказалась, о чем позднее горько жалела: «Собака на сене» выстрелила, но блистала в ней Терехова в роскошных нарядах. От второго предложения режиссера все‑таки сняться в музкомедии Максакова уже и не подумала отказываться! А вот на роль служанки Адель, мечтающей стать актрисой, долго никто не находился, пока режиссеру не попались на глаза пробы Ларисы Удовиченко: молодая актриса активно снималась в кино и искала роли, в которых может раскрыть новые грани своего таланта.
Игорь Дмитриев, сыгравший начальника тюрьмы Франка, в «Собаке на сене» изображал перезрелого жениха красотки Дианы. Примерить новый образ он согласился с величайшим удовольствием, при том, что роль была небольшая, как и гонорар. «Ян Борисович, мы сниматься будем у вас, а деньги добывать на других картинах», — ответил Дмитриев, как и многие другие звездные артисты, обожавшие Фрида настолько, что с радостью соглашались играть у него хоть в эпизодах.
Озвучивать вокальные партии пригласили лучших артистов музыкальных театров Москвы и Ленинграда. За Людмилу Максакову и Ларису Удовиченко в «Летучей мыши» поют певицы Лариса Шевченко и Софья Ялышева из знаменитой Мариинки, за братьев Соломиных — артисты Ленинградского театра музкомедии Владимир Барляев и Александр Мурашко. Партии героя Олега Видова (студента Альфреда, поклонника Розалинды) исполнил Макар Алпатов из Московского театра оперетты. За Игоря Дмитриева спел актер Борис Смолкин, работавший в то время в Ленинградском театре музкомедии и малознакомый кинолюбам.
Сцены с пением давались непросто: актерам требовалось подстроиться под фонограмму с голосами певцов, для того всем давали домашнее задание — кассету с записью партий, под которую требовалось тренироваться попадать в артикуляцию вокалистов, оставаясь при этом в образе.Но оперетта не зря считается сложнейшим театральным жанром — здесь нужно было еще и танцевать. И в этом вопросе дублеров быть не могло. Хореография на съемках «Летучей мыши» едва не добила цвет актерской профессии Советского Союза: Юрий Соломин свалился с жесточайшим приступом радикулита и двигаться мог только благодаря уколам, а требовалось отплясывать и перепрыгивать через фонтан. Ларисе Удовиченко для финальной сцены, которую снимали у стен Петропавловской крепости, не подвезли обувь без каблука, и актриса была вынуждена оттанцевать на шпильках по неровной земле с камнями и рытвинами.
Но… всем было хорошо. У Яна Фрида имелась собственная традиция: он перед началом съемок всегда собирал актерский состав у себя дома, чтобы за общим столом все обсудить, всех со всеми перезнакомить и подружить.
Эта веселая и домашняя, «кухонная» атмосфера, где все свои и все друзья, сохранялась и на площадке, так что съемки артисты впоследствии вспоминали с удовольствием. И действительно дружили потом долгие годы.К слову, посиделки у Фрида продолжались и по ходу работы, а еще был непременный финальный банкет в честь премьеры, на котором похулиганил Игорь Дмитриев. «В день премьеры «Летучей мыши» в ресторане Дома кино готовился банкет, который, как всегда, давал Ян Борисович, не забывая пригласить к столу весь технический персонал — от шофера до осветителя, — писал актер в воспоминаниях. — Так вот, в день премьеры я днем забежал в зоомагазин, купил там трех белых мышей. Принес их в Дом кино. Шла последняя часть фильма, банкетный стол был уже накрыт… Я вырезал из черного картона крылышки и скотчем прикрепил их мышам под животиками, а сверху сделал петельки. Нанизал их на длинную леску, один конец которой прикрепил под потолком над буфетом, и натянул эту леску через весь банкетный стол. Когда все сидели за столом, стали поздравлять и кричать «С премьерой!», я дернул леску, и мыши медленно поплыли над столом. Одна из них упала в салат, но никто этого, кажется, не заметил...»
ovsepyan@sb.by