14 февраля известной королеве частушек исполнилось бы 99 лет. Народная артистка, почетный гражданин Воронежа, Герой Социалистического Труда, награжденная орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, купалась в народной любви и славе. Любящий муж всегда оберегал Марию, но одна заветная мечта русской певуньи так и не сбылась.
Машенька родилась в маленькой деревне Мазовке Тамбовской области в многодетной семье Яркиных, где воспитывалось 14 детей. Ее мама Прасковья Прокофьевна славилась своим певучим, зычным голосом и слыла в местечке лучшей частушечницей. Ни один праздник в округе не обходился без развеселой Прасковьи Прокофьевны, вскоре певунья стала брать с собой на свадьбы и гулянья маленькую Марусю. Девочке очень нравилось, когда мама выходила и пела, поэтому через некоторое время малышка тоже стала подпевать матери, но ее темперамент не давал ей устоять на месте, и девчушка пускалась в пляс, ловко отбивая крохотными ножками дробь. Сельчане приходили в восторг, хлопали и чуть не рыдали от трогательного зрелища. Так маленькая песенница стала звездой села. В школе Маруся тоже отличалась активностью и была солисткой хора. Ученица успевала не только ходить на уроки и делать домашние задания, но и работать. Девочка из многодетной семьи не боялась труда, поэтому работала дояркой, а потом бригадиром свекловодческой бригады. Ни о какой сцене местная знаменитость и не помышляла, поэтому, окончив школу, не отправилась на учебу в город, а стала звеньевой в колхозе. Работа всегда спорилась в ее ловких руках, а вечером Маша пела в сельском клубе, послушать ее собиралась вся деревня. И когда в 1938 году в районе объявили смотр художественной самодеятельности, вопроса, кого посылать в Тамбов, не возникло.
В присущей ей манере, с песнями и плясками Маруся вышла на незнакомую сцену и произвела фурор, жюри было в восторге. Кто-то надоумил девушку перебраться в город, и она переехала в Воронеж, устроилась работать на швейную фабрику «1 Мая» и продолжала петь.
– Вся моя семья певучая была, – вспоминала Мордасова, – считай от шестого колена. Когда я выходила замуж, то все мое приданое состояло из материнских песен.
Трудовые будни сменялись веселыми праздниками в доме культуры, Маруся, как и многие девушки, мечтала о любви, семье, но 1941 год перечеркнул все надежды и планы народной певуньи. Началась война, но Мария не собиралась отсиживаться в сторонке. И когда в селе Анна был создан Воронежский русский народный хор, Мордасова сразу отправилась туда. В январе 1943 года хор впервые выступил в освобожденном Воронеже. Зрителям сразу полюбился задорный голос румяной артистки, которая лихо отплясывала в такт музыке. А тексты ее частушек люди учили наизусть, чтобы спеть при случае. Вскоре ее песни знали все солдаты на фронте, а имя молоденькой исполнительницы русских песен стало известным. Маруся получала тысячи писем, некоторые поклонники признавались ей в любви, но девушка со свадьбой не спешила, хотя уже встречалась с Иваном Руденко, баянистом Воронежского хора. Молодые люди поженились только в 1945 году, после Победы. Достатка тогда в молодой семье не было. Но супруги мечтали о своем доме, о куче ребятишек, ведь сама Маша воспитывалась в многодетной семье.
– Я участвовала в художественной самодеятельности, – с улыбкой делилась воспоминаниями легендарная певица, – и поначалу у меня не было даже приличных туфель, так и выступала на сцене в лаптях.
Иван и Мария создали не только крепкую семью. Под мужнину музыку солистка Воронежского русского народного хора, а затем Воронежской областной филармонии пела с огромным удовольствием. Маруся ждала, что у них с Иваном родятся малыши, но с каждым годом надежды на потомство таяли... И снова все свои силы супруги вкладывали в работу. Мария Николаевна, так и не познавшая счастья материнства, стала руководить частушечной группой хора. Общительная и улыбчивая певица часто сама ездила по деревням, собирая народные песни. Да и сама она писала разудалые частушки да припевки. Слава о Марии Мордасовой – солистке хора – разнеслась по всей стране. Хор отправился на гастроли по Советскому Союзу, ему аплодировали на целине и БАМе, на Сахалине и Камчатке. Воронежский хор объездил СССР вдоль и поперек. Конечно, артисты очень уставали, но народная любимица успевала во время гастролей бегать по деревням, где отыскивала мастеров народной песни и просила их поделиться песнями. Те с готовностью напевали Марии Николаевне, та внимательно слушала, потом записывала в тетрадь слова. А приехав домой, бралась за работу, импровизировала, обрабатывала тексты, сочиняла новые.
Но шли годы, выступать становилось сложно. В 70 лет она страдала, что из-за старости не могла выступать, но поклонники знали, где искать певицу, и заглядывали на огонек в поселок Радчино, артистка встречала их как родных, угощала чаем, читала свои стихи. Она скончалась 25 сентября 1997 года в возрасте 82 лет. Ее похоронили на Коминтерновском кладбище в Воронеже.
Василий Петровский.
Советская Белоруссия №27 (24410). Среда, 12 февраля 2014 года.