Центр прикладного анализа поведения (метод ABA — от английского аpplied behavior analysis) работает в Минске чуть более полугода. Здесь мамам и папам преподают те самые основы, которые помогут безболезненно реагировать на причуды ребенка, понимать и любить его. Требования серьезные: каждую неделю на электронный ящик высылают теоретический материал. А потом вместе с психологом и учредителем центра Ольгой Филистович родители учатся применять знания на практике. Сегодня как раз такой день: пока детишки под приглядом педагогов отдыхают в мини–садике, мамы тщательно анализируют их особенное поведение за соседней дверью.
Анна, мама близнецов Савелия и Стаса, в центре новичок. Учится всего несколько недель, но за последние 6 лет впервые почувствовала: ключик к двери в спрятанный от посторонних глаз мир сыновей можно подобрать. Вот, например, за прошлую неделю мальчики подрались всего трижды — уже достижение! А до сих пор отчаянно толкались и царапались. Порой маме казалось, что перед ней не братья, а злейшие враги...
— Мы начали бить тревогу, когда им было где–то полтора года. Сначала врачи проверяли слух, реакцию, потом начались бесконечные неврологические обследования, каждые полгода мы лечились в стационаре в Витебске. До пяти лет стоял диагноз задержка психического развития. Как и у многих детей с аутизмом. Недавно узнали про ABA–центр в Минске. Сейчас я учусь применять методику дома. Результат хороший. Например, Савелий только к шести годам начал произносить звуки. Здесь нас научили заставлять его говорить. Теперь он говорит «ец», когда хочет хлебец, «такатать», если хочет повеселиться. И я его понимаю.
Новые слова мама записывает в тетрадь. Для нее не существующие в природе «ять» и «ить» — вовсе не тарабарщина, а прочная ниточка, связывающая с сыновьями. Забудешь — и вот уже диалог не получается. А так хочется, чтобы мальчишки научились общаться!
Главное — не упустить момент и вовремя начать работать с таким ребенком, уверены специалисты. Несмотря на шок, бессилие и страх, родителям ни в коем случае нельзя допускать хаоса в жизни семьи: все должно быть четко, логично, последовательно. А чтобы добиться результатов, мама и папа должны стать квалифицированными педагогами.
— В обучении таких детей очень много тонкостей. На восприятие аутистов влияет все — во что я одета, какая за окном погода, звуки, цвета... Есть у меня один мальчишка, который постоянно отвлекается. Я привожу его в кабинет, где ничего нет, только стол и стул. И перед занятием надо проверить карманы, ведь если он что–то в них отыщет, урок может сорваться, — шутит АВА–инструктор, психолог Лейла Хамзина. — Но если передо мной стоит задача научить детей общаться, я веду их в гущу событий, в зал, где шарики, игрушки, кубики. И эта разноцветная «каша» только помогает их взаимодействию.
К слову, в центре могут заниматься и родители, воспитывающие детей с синдромом Дауна. А также мамы и папы, говоря языком специалистов, норматипичных деток, поведение которых тоже нужно корректировать.
Компетентно
Ольга Филистович, учредитель Центра прикладного анализа поведения:
— ABA–методика состоит из трех курсов: папы и мамы на протяжении 9 месяцев изучают ее основы и методы, а также формирование социальных навыков. Курс практико–ориентированный, и после его окончания можно заниматься с ребенком по индивидуальной программе при сопровождении тьютора. У нас работают психологи, дефектологи, логопеды, все с педагогическим образованием, сертифицированные поведенческие терапевты. В Беларуси таких очень мало. Кроме того, в центре родители получают и психологическую помощь, ведь воспитывать особенных деток очень сложно — мамы часто остаются одни, отцы уходят из семей. О проблеме поговорить не с кем, нарастает чувство вины. И что делает такая «виноватая» мама? Неадекватно относится к своему ребенку. Слишком снисходительна к его поступкам, ничего не требует, не запрещает. А таким детям нужны ограничения. Ребенок должен быть ведом взрослым.
Вопрос ребром
Как это работает?
В центре не делают акцент на диагнозе: интересно лишь поведение ребенка и причины, которые его вызвали. Для каждого составляется индивидуальная программа в зависимости от потребностей самого подопечного и его родителей. Отрабатываются навыки — речь, умение смотреть в глаза, играть, общаться. Все эти навыки разбиваются на мелкие блоки — действия, которые разучиваются с ребенком отдельно. Например, малыш не умеет просить: специалисты провоцируют такие ситуации, когда ему приходится обратиться к сверстнику или взрослому с просьбой — с помощью карточки (системы PECS для развития коммуникации и внутренней речи), жестов или слов. Задача — закрепить правильные действия до автоматизма. Однако если ребенок научился просить только в группе, но не делает этого дома, в магазине или во время прогулки — работа продолжается. Со временем ABA–инструкторы добиваются, чтобы их подопечный использовал навык в 80% бытовых ситуаций. В арсенале АВА несколько сотен программ. Выбор методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю, он игнорирует просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации и его речь развита очень слабо. Конечная цель — дать средства познавать мир самостоятельно.
Справка «СБ»
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые использовал в 1963 году доктор Ивар Ловаас. Вместе с коллегами из Калифорнийского университета он взял за основу идею, что любое поведение влечет за собой какие–либо последствия. Если ребенку они нравятся, он и дальше будет вести себя именно так, если нет — не будет.
meleshko@sb.by