Посмотрели на минимальные соцстандарты с позиции социальной защиты малообеспеченного населения

Максимально о минимальном

В Беларуси уже много лет действуют минимальные социальные стандарты — в здравоохранении, образовании, транспортном обеспечении, системе ЖКХ. В настоящее время проводится их комплексная корректировка, чтобы условия жизни граждан, особенно сельчан, последовательно улучшались. Ведь основная задача в сфере социальной политики, определенная Главой государства, — создать условия для тех, кто может работать, и помочь нуждающимся. Все остальное в руках самих людей. Ни для кого не секрет: чем надежнее будет работать экономика и демонстрировать свою устойчивость, тем больше будут расти зарплаты и пополняться бюджет. От этого, в свою очередь, напрямую зависит увеличение размера пенсий. Для реализации закрепленных Конституцией социальных прав граждан, повышения уровня жизни и обеспечения устойчивого развития общества законодательством предусмотрены государственные гарантии в различных сферах жизнедеятельности, многие из которых как раз объединены в систему государственных минимальных социальных стандартов. Она распространяет свое действие на всех жителей страны, но в нее также включена группа гарантий малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации в области социальной поддержки и социального обслуживания. Кроме того, отдельные соцстандарты гарантируют минимальные размеры доходов населения, которые в наибольшей мере затрагивают интересы низкодоходных групп и предназначены для нейтрализации рисков попадания в категорию малообеспеченных. Проведем анализ государственных минимальных социальных стандартов как раз с позиции социальной защиты малообеспеченного населения.

СКАЗАНО

Президент Александр Лукашенко:

— Все социальные обязательства по повышению уровня жизни населения Беларуси должны быть выполнены безоговорочно. Это социальный контракт власти с народом. Приоритетными направлениями для нас были и остаются повышение зарплаты бюджетников и военных, поддержка семей с детьми и пенсионеров. Как бы ни было трудно, на это деньги государство должно изыскать.

Во время заседания Совета Министров, 10 марта 2023 года

Заработал — получил

С ноября 2021 года установлен норматив минимальной зарплаты — она должна быть не ниже 30 процентов прогнозного значения номинальной начисленной среднемесячной зарплаты по республике. Это тот уровень, который не может быть ниже выплаченной работнику. Прежде всего это касается низкоквалифицированных кадров.

Стоит напомнить, что размер минимальной заработной платы в Беларуси в начале ­2000-го составлял лишь 17 процентов от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. В 2005 году это соотношение достигло 100 процентов, а с ­2015-го превысило 150 процентов. Проще говоря, если человек трудится в течение нормальной продолжительности рабочего времени, то его заработок позволяет избежать риска малообеспеченности. Фактическое соотношение среднегодовой минимальной и номинальной начисленной заработной платы снизилось с 32,6 процента в 2016 году до 29,1 — в 2023-м.

Кстати, с 1 января текущего года минимальная заработная плата составляет 626 рублей. По сравнению с 1 января 2023-го она выросла на 13 процентов. А если сравнивать с минимальной зарплатой, которая была на старте пятилетки, то это рост почти на 60 процентов.

Данные Белстата свидетельствуют, что в ноябре прошлого года доля работников, получающих зарплату ниже минимальной, составляла 2,3 процента от всей численности работников обследуемых организаций. А это самый низкий показатель с 2016-го. Причем свыше 80 процентов работников с заработком ниже МЗП трудились на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели.

Пенсионное обеспечение

Сегодня минимальный размер пенсии по возрасту составляет 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала. Минимальный же размер трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца установлен кратно минимальному размеру пенсии по возрасту: инвалидам I и II группы — 100 процентов, III группы — 50, инвалидам матерям-героиням — 100; по случаю потери кормильца — 100, а детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот — 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Рост пенсий напрямую зависит от финансовых возможностей государства. Если в 2014-м субвенции фонду социальной защиты населения из республиканского бюджета составляли 132,8 млн рублей, то в 2015 году они выросли до 527,4 млн рублей, а в 2016—2017 годах — до 1,4 и 1,2 млрд рублей соответственно. В 2024-м они составят 1,7 млрд рублей. И сегодня минимальный размер пенсии превышает черту малообеспеченности. Всего из бюджета Фонда социальной защиты населения в этом году предусмотрено выделить на выплату пенсий 22 миллиарда рублей. А это на 3 миллиарда больше, чем в прошлом году. В 2023-м пенсии повышались два раза — с 1 мая и с 1 сентября. В этом они также уже выросли с 1 февраля на 10 процентов. В среднем размер трудовой пенсии по возрасту у неработающего пенсионера составил 811 рублей. Это больше на 75 рублей, чем в январе.

Таким образом, в Беларуси размеры государственных минимальных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения позволяют получателям избежать риска малообеспеченности.

Поддержка по адресу

Государство поддерживает малообеспеченных и находящихся в трудной жизненной ситуации граждан. Семья может претендовать на получение помощи, если среднедушевой доход ее членов по объективным причинам ниже критерия нуждаемости. Например, в виде единовременного социального пособия. Оно составляет до десяти бюджетов прожиточного минимума. А в целом система государственной адресной социальной помощи включает четыре социальные выплаты: ежемесячное пособие, единовременное пособие, пособие на приобретение подгузников, обеспечение питания детей первых двух лет жизни. Отметим: данная система постоянно совершенствовалась, в том числе увеличивался размер критерия нуждаемости.

Немного истории. Получателями адресной помощи в 2001-м стали около 175 тысяч человек. В конце 2007 года критерий нуждаемости приравняли к одному БПМ, в этот период уровень бедности снизился до 7,7 процента населения. С сентября 2020-го повысился критерий нуждаемости для многодетных семей до 115 процентов БПМ, которые являются основными получателями ежемесячного пособия. В ­2023-м они составляли 74 процента от общего количества получателей этого пособия.

В помощь мамам

Поддержка и защита семейных ценностей, материнства и детства в Беларуси — один из краеугольных камней государственной политики. В целом расходы госбюджета на меры социальной защиты семей с детьми ежегодно составляют свыше 3 процентов ВВП. В том числе на 11 видов пособий. С февраля этого года они, кстати, увеличены. Всего же в 2024-м на выплату пособий по материнству и семейных пособий планируется направить 3,4 млрд рублей, из них 1,8 млрд рублей — на выплату пособий по уходу за детьми в возрасте до трех лет.

Как видим, государством гарантируется поддержка семей с детьми, особенно в период до трехлетнего возраста ребенка, которая помогает семьям снизить риск малообеспеченности.


ФАКТ

В Беларуси снижается уровень малообеспеченности населения, сообщили в Министерстве экономики. По итогам 2023 года доля граждан с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума в общей численности населения составила 3,6 процента. Для сравнения: в 2022 году данный показатель был равен 3,9 процента.

МНЕНИЕ

Научный сотрудник отдела прогнозирования доходов и уровня жизни населения НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь Наталья Сушко:

— Для дальнейшего обеспечения эффективной социальной помощи нуждающимся гражданам необходимо разрабатывать и реализовывать новые меры и механизмы по совершенствованию системы государственных минимальных социальных стандартов. В их числе — последовательное приближение базовой ставки, применяемой для расчета тарифов оплаты труда работников бюджетных организаций, к величине БПМ в среднем на душу населения. А в перспективе — к бюджету прожиточного минимума трудоспособного населения, минимальной заработной плате. Необходимо также совершенствование расчета размера БПМ путем снижения в его составе доли минимального набора продуктов питания. Одна из мер — введение в практику предоставления государственной адресной социальной помощи механизма социального контракта, по которому орган соцзащиты обязуется оказать государственную целевую социальную помощь, а получатели помощи берут на себя обязательства, например, трудоустроиться, открыть свое дело, наладить личное подсобное хозяйство.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter