В сериале «Стражник» популярному актеру Макару Запорожскому пришлось отступить от привычного амплуа. Он играет спецназовца, который, чтобы вытащить из тюрьмы отца, не гнушается любыми средствами и решает проблемы силой, не обращая внимания на незаконность собственных действий. Поступки героя неоднозначны, и Макар на экране прекрасно передал драматизм морального выбора человека, ставшего заложником ситуации. О другом своем выборе, творческих планах и работе в Голливуде артист откровенно рассказал в интервью «Знаменке».
– Наверное, удивлю вас, но для меня Михаил Царев – довольно неприятный тип. Такие люди искренне полагают, что все сложные вопросы можно решить исключительно силой. И в жизни те, кто не способен контролировать свою агрессию, часто оказываются в местах не столь отдаленных. Мотивацию Царева можно понять. Но не оправдать. Абсолютная уверенность в честности отца, которого обвинили в преступлениях и заключили под стражу, порождает в Михаиле полное недоверие к правовой системе, и особенно к представителям власти. Здесь не до разговоров и рефлексии. И он все-таки не юрист, а профессиональный военный, поэтому ищет ответы на вопросы как умеет, как его научили в армии.
– Готовились ли к роли физически?
– Подготовка, разумеется, была. Профессионалы показывали, как правильно держать оружие, как с ним передвигаться, как быстро доставать и убирать его. В специальных подразделениях для этого есть отработанная техника, которая должна в час икс помочь сберечь бойцу лишние секунды.
– В фильме «Стражник» перед вашим героем стоит сложный выбор – поступить по закону или по зову крови. На ваш взгляд, чему учат зрителей такие жизненные драмы?
– Хороший вопрос… Как мы все знаем, научить нельзя – можно научиться. В этой истории каждый сам решит, чему именно, так как однозначного ответа нет. Может, это и к лучшему. На мой взгляд, данная история – о самолично присвоенном праве возмездия. Михаил Царев по ходу фильма столько рушит судеб, столько забирает чужих жизней. И, если разобраться, все это люди, у которых были семьи, планы... Но ради собственной цели он без колебания берет на себя роль судьи, считает, что вправе устанавливать свои законы. Откуда у него взялось это понимание? В чем главный вопрос киноленты? Возможно, он просто уверен, что нет другого выбора, кроме как идти напролом против системы. Но ведь это не так: выбор всегда есть. И этот важный момент я держал в уме, когда играл Царева. Конечно, на его месте поступал бы совсем иначе.
Кадры из сериала «Стражник»
– По закону или по справедливости?
– Как мы видим, мой герой часто оказывался неправ, но понимал это, когда исправить уже ничего нельзя. Я не столь подвержен эмоциям и не опрометчив. Предоставил бы жизни самой расставить все по местам. Никогда не спешу осуждать людей за поступки – чаще стараюсь их понять.
– Когда продюсер приехал ко мне домой на ночь глядя подписывать договор, он сказал, что ему нужен Джеки Чан, так как драки и стрельба едва ли не в каждой сцене. И я подумал: стоп, ну где я и где Джеки Чан? Но, поразмыслив, решил, что это хороший опыт. Во всяком случае интересно попробовать сыграть такую роль. Это был творческий вызов самому себе в каком-то смысле. Рад, что все получилось, судя по отзывам, вышло вполне убедительно.
– Какие у вас критерии выбора роли?
– Факторы, которые могут повлиять на решение, – какие-то прикладные вещи. Например, всегда ориентируюсь на график, на возможность работать в определенный момент, на загруженность, другие обязательства. Если время есть, конечно, не могу позволить себе отказываться от предложений, заработка – обычно соглашаюсь. Другой вопрос, никогда заранее не угадаешь, что из этого выйдет. Бывает, плохой сценарий в итоге оказывается замечательным, а классная, интересно придуманная история оборачивается пустышкой, красивым фантиком без соответствующего содержания. Новый проект – это всегда кот в мешке.
– Привносите ли в роль свое понимание персонажа или четко выполняете установки режиссера?
– Обычно это синергия, даже если кто-то из участников процесса это отрицает. Мы все влияем друг на друга, вольно или невольно. Чей-то вклад может быть больше или меньше. Но, случается, в ходе съемок вы лепите одно, получается другое, а монтируется вообще третье. Так что да, кино – командная работа. Но, если в чем-то стопроцентно уверен, буду настаивать до конца.
– Когда снова увидим вас в одном фильме с братом? Есть ли такие планы?
– Да, помню, мы прекрасно поработали вместе в картине «Вечное новое» у Андрея Лескина. К сожалению, это пока единственный подобный опыт. Буду очень рад, если предоставится возможность вновь поработать с Кириллом.
– Вспоминаете ли работу в Голливуде? Продолжаете общаться с кем-нибудь из творческой группы «Красного воробья»?
– Кроме агента, который меня в тот проект позвал, больше ни с кем. А так люди там собрались интересные. Было очень любопытно и поучительно. Во всяком случае, теперь уже не думаю, что Голливуд – это космос, нечто недосягаемое. Да, там немного иначе организован процесс и, конечно, совсем другие бюджеты. Но, что касается актерской профессии, особых отличий не заметил.
– А с кем из голливудских звезд женского пола, кроме Дженнифер Лоуренс, хотели бы сняться?
– Мэрил Стрип, Дженнифер Коннелли, Фиби Уоллер-Бридж – да много с кем хотелось бы оказаться на одной площадке. Все они очень талантливы.
– А как продвигается ваша продюсерская деятельность? Уже есть планы, проекты?
– Да, есть, продвигается потихоньку. Но на все катастрофически не хватает времени и сил. Это дело требует полного погружения в процесс. Если хочешь, чтобы получилось хорошо, необходимо полностью заниматься проектом. Я пока отдаю приоритет актерству, более адаптивному для меня в вопросе времени и финансов.
– У вас много разноплановых персонажей. Каких играть интереснее?
– Искусно придуманных, четко и подробно описанных, будоражащих воображение. Хочу воплощать героев, выпадающих из общественных стереотипов, совмещающих в себе несовместимое. Чтобы прямо руки чесались скорее это попробовать. Бывают такие роли, о которых думаешь, лепишь их у себя в голове постоянно: по дороге домой, на работе, во время обеда – они захватывают и не отпускают до конца.
– После работы в мюзикле «До самого солнца» о вас заговорили как о прекрасном актере данного жанра. В какой из известных постановок хотели бы поучаствовать?
– Очень много таких. Across the Universe, «Иисус Христос – суперзвезда», «Волосы», Dreamgirls и «Оливер!» – в любой из этих великих картин сыграл бы с большим удовольствием. Мюзиклы – это моя страсть. Вообще считаю себя нереализованным артистом мюзикла. Для меня это высший пилотаж актерского мастерства. Но необходимо признать, что выдающихся работ в этом жанре пока мало.
– А где любите отдыхать?
– Пф-ф-ф… ух-х… Честно говоря, даже не помню, что такое отпуск. Столько дел – если не на работе, то с близкими – и столько книг надо прочитать, мест, куда сходить. Смена деятельности, целей, окружения, всякое переключение пока единственный отдых, который удается себе позволить, и это проблема – чем дальше, тем больше.
На шоу «Ледниковый период» (2021 год)
– Есть ли у вас роль мечты?
– Очень хочется замахнуться на Уильяма нашего Шекспира.
Макар ЗапорожскийЕвгений НИКОЛАЕВ (специально для «ЗН»),
Родился: 5 сентября 1989 года в Москве
Образование: в 2010 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская заслуженного деятеля искусств России Олега Кудряшова)
Карьера: актер, продюсер. Сыграл в 64 фильмах и сериалах, среди которых «Красный воробей», «Метод», «Молодежка» и другие
фото Ирины МАРКОВОЙ