ЧЕМ больше живу, тем больше убеждаюсь, что наши беспечность, безответственность и самонадеянность делают свое дело. Причем черное. События минувших выходных никак не укладываются в голове. Возле столичного торгового центра грузовик въехал в толпу людей на пешеходном переходе. Погибла 11-летняя девочка, еще несколько человек оказались в больнице. Водитель задержан.
Здесь вина водителя очевидна – к гадалке не ходи. Защищать водителя не собираюсь, ни в коем случае. Но хочется глянуть на подобную ситуацию с другой стороны лобового стекла. Меня как водителя, всякий раз приближаясь к пешеходному переходу, неважно, регулируемый он или нет, возмущает один и тот же вопрос: почему как только пешеход касается ногой зебры, у него отказывают мозги? Когда-то, прежде чем на дорогу выйти, смотрели по сторонам. А теперь, уткнувшись в смартфон или в капюшоне, натянутом до самого носа, они вразвалочку ступают по пешеходному переходу.
Раньше люди боялись машин, старались держаться от них подальше. Теперь уже водителям нужно остерегаться пешеходов, которые то и дело внезапно выскакивают, выбегают, выкатываются из-за припаркованных авто, словно выискивая очередную порцию адреналина. Не знаю, как пешеходу, а мне, водителю, она обеспечена! И потому к любому переходу приближаюсь в полной готовности немедля и до упора жать на тормоз.
Беспечность, расхлябанность или самоуверенность? Наивно полагать, что над пешеходным переходом кто-то опустил защитный колпак, что пусть и на сорока километрах идущая машина мгновенно затормозит и станет как вкопанная. Нет, конечно. Но случись что — виноват будет водитель. Виноват и понесет соответствующее наказание. Это бесспорно. Тем более что и среди них есть категория вечно спешащих, начинающих и завершающих маневры на красный. Равно, как и пешеходы, которые бегут не глядя, лишь бы успеть заскочить в подъезжающий автобус.
Как-то специально стала у перехода и решила подсчитать, сколько человек посмотрит по сторонам, прежде чем перейти дорогу. Таких из 10—15 набралось аж два. Хотя сегодня не зебра дает гарантии безопасности, а бдительность. Тому подтверждение и статистика Госавтоинспекции. Из нее следует, что нарушение правил проезда пешеходных переходов – основная причина гибели и травматизма людей на дорогах. В 2012—2016 году зафиксировано 848 нарушений. Еще 417 случаев приходится на переход в неустановленном месте, на запрещающий сигнал светофора – 156.
Пару лет назад возле нашего дома случилась трагедия: мама, папа и семилетний сынишка перебегали дорогу в ста метрах от перехода. Водитель затормозил слишком поздно – ребенка потеряли, родители отделались ссадинами и царапинами. В темное время суток в Могилеве маму с ребенком сбили на пешеходном переходе. Девочка осталась сиротой. Причем по роковой случайности несколько лет назад под колесами машины погиб и ее отец.
А намедни на моих глазах буквально под колеса машины бросились пятеро подростков. Хочется верить, в школу торопились. Сложно понять мотивацию людей, которые бегут под стремительно приближающийся свет фар. Надеялись проскочить или хотели успеть? Когда опаздываешь, две минуты кардинально ситуацию не изменят, а вот жизнь спасут. Но мы по-прежнему мним себя супергероями, забывая о банальных вещах: в борьбе человека и машины явное преимущество на стороне тяжеловеса.
syritskaya@sb.by
Почему несмотря на все усилия общества под колесами гибнут люди
Люди перестали бояться машин. Значит, им надо бояться пешеходов
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.