Участие в дискуссии приняли ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь кандидат исторических наук, доцент Вячеслав Данилович, директор мемориального комплекса «Хатынь» кандидат исторических наук Артур Зельский, ведущий научный сотрудник Национального архива Республики Беларусь кандидат исторических наук Вячеслав Селеменев, учитель истории Рассветовской средней школы Клецкого района Владислав Бабич.
Разговор начался с обсуждения копии газеты «Ленинец» Плещеницкого РК КП(б)Б и Н-ского партизанского отряда за 5 апреля 1943 года. На второй полосе опубликована статья о трагедии Хатыни, случившейся двумя неделями раньше. После войны будут отсняты километры пленки, написаны тысячи статей, но «Запомни! Отомсти!» стал первым материалом в этом списке, не имеющем срока давности.
Вспоминаются слова Президента Александра Лукашенко: «Иди и смотри!», произнесенные в марте прошлого года в мемориальном комплексе «Хатынь». Дословно это звучало так: «…мы докажем и покажем всему миру, что такое геноцид и что те, кто сегодня нас пытаются поучать, как жить, как минимум не имеют на это права. Всем вам, заблудшим и одурманенным, говорю: «Иди и смотри!» Иди в Хатынь, Борки, Олу‚ Дальву, Усакино, Шуневку, Озаричи, к мемориалам «Тростенец», «Яма», «Красный Берег».
Первый вопрос — директору мемориального комплекса «Хатынь» Артуру Зельскому.
«СБ. Беларусь сегодня»:
— Вы много общаетесь с людьми, посещающими место трагедии. Можно ли говорить о том, что в каждом из белорусов Хатынь заложена в генетическом коде? Не становится ли тише перезвон колоколов?
Артур Зельский:
— Безусловно, заложена. Не секрет, что над белорусами часто посмеиваются, что, мол, мы такие «памяркоўныя», живем по принципу «лишь бы не было войны». А ведь это выстраданная тысячелетняя мудрость. То, что пережила наша земля, наши люди, когда через них перекатывались волны различных войн, без сомнений, осталось и закрепилось в сердцах и душах на подсознательном уровне. Отсюда и желание сохранить мир на нашей земле любой ценой. И как говорил наш известный земляк Андрей Громыко, лучше десять лет переговоров, чем один день войны.
Хочу отметить, что «Хатынь» — это ведь мемориал не только об одной деревне. Это память и о других сожженных деревнях, и о тех, кто погиб в застенках концлагерей. Память о всех мирных людях, ставших жертвами политики выжженной земли, политики геноцида. Возможно, изначально мемориал имел иной смысл, но со временем он стал концептуально именно таким. И ничего подобного нет нигде.
Более 50 лет в «Хатынь» едут люди из всех уголков планеты, чтобы ощутить боль нашего народа, боль того времени. Нацисты сожгли жителей, сожгли хаты, но Хатынь продолжает жить внутри каждого из нас.В марте прошлого года здесь был митинг-реквием «Лампада памяти», и мне Глава государства тогда сказал: «Мне каждый раз тяжело и больно приезжать сюда». У всех, кто там присутствовал, были на глазах слезы. По-другому, без содрогания, без сопереживания невозможно представлять себе это место.
«СБ. Беларусь сегодня»:
— При всех невероятно трагических последствиях политики геноцида, проводимой фашистами на землях Беларуси, как черти из табакерки появляются чудовищные шутки типа: «Если бы немцы тогда победили, то мы сегодня пили бы баварское пиво?» Где истоки подобной гнусности? Доходит до того, что уже советских солдат представляют варварами, которые в 1945-м дошли до Берлина только ради того, чтобы «…изнасиловать два миллиона благочестивых немок». Даже в истории с Хатынью произошел некий перекос. Мол, зачем партизаны убили этого олимпийского чемпиона Ганса Вёльке? Может, не пошли бы тогда каратели жечь Хатынь… Добавляют масла в огонь и рассуждения, что якобы не немцы лично расправились тогда с людьми, а украинские и литовские националисты. А кто собрал под своими фашистскими знаменами это отребье и бросил на расправу с белорусами? Опасны ли такие шутки и размышления?
Вячеслав Данилович:
— Ни для кого не секрет, что это многолетняя целенаправленная политика, осуществляемая элитами Запада в отношении тогда Советского Союза, а теперь и нас. Идет активная фальсификация исторического прошлого, особенно касающегося Великой Отечественной войны. Потому что Великая Победа в той войне имеет исключительную важность для всех народов постсоветского пространства. И наш долг не позволить не только извратить подвиг советского народа, но и сохранить память о том, что здесь было.
Ведь нацисты пришли сюда для того, чтобы установить так называемый новый порядок. А он предусматривал, что 75 процентов белорусов должны были быть так или иначе уничтожены, а оставшиеся 25 процентов онемечены и превращены в рабов для своих германских господ.Враг пришел сюда расчищать территорию для удовлетворения своих интересов. В итоге это вылилось в кровавую бойню. Говорить о том, что не надо было нашим предкам сопротивляться, а следовало смириться, пересидеть и вдруг, может, кто-то из потомков потом бы сидел и пил тут баварское пиво, это вообще ни в какие ворота не лезет. Это абсолютно неприемлемо для меня, внука партизана.
Мой дед партизанил на Россонщине в Витебской области. И мою прабабушку за то, что дед ушел в партизаны, сожгли нацистские оккупанты и их пособники. И если мы с вами говорим о Хатыни, то, безусловно, она является величайшим символом, трагедией нашего народа. Если бы не победа в этой войне, не было бы ни белорусов, ни нашей белорусской государственности. Но вместе с героизмом была и огромная трагическая составляющая — геноцид белорусского народа. А сегодня страны Запада переворачивают все с ног на голову и обвиняют Советский Союз в развязывании Второй мировой войны вместе с нацистской Германией. Хотя по факту сами страны Запада привели к власти Гитлера и укрепили Германию, чтобы затем направить его агрессию на Восток.
«СБ. Беларусь сегодня»:
— Всем известно и повторялось много раз, что человечество развивается по спирали. События тех далеких, казалось бы, времен повторяются?
Вячеслав Данилович:
— Действительно, напрашиваются аналогии по ситуации в Украине, где полным ходом идет процесс фальсификации исторического прошлого, отказ от всего советского и насаждение идеологии нацизма. Это началось сразу после развала Советского Союза, но особенно интенсивный характер процесс приобрел 8 лет назад, в 2014 году. Причем и на уровне системы образования. И мы сегодня видим, во что превратилась наша южная соседка. К сожалению. Там полностью фактически стремились стереть из памяти советский период. А если и вспоминают, то исключительно в негативном ключе. И это ведет к трагедии народа. Посмотрите, что сейчас в Украине происходит. И кого в этом надо винить?
Вячеслав Селеменев:
— В начале 2000-х годов я был в Берлине на Международной конференции по Холокосту, где выступающие, в частности, предъявляли претензии участникам из Украины по поводу их учебников, мол, как в них освещаются вопросы войны и Холокоста. И выступил начальник отдела министерства образования Украины, который возглавлял до этого архивную службу Украины. И знаете, что он заявил: «Вы предъявляете претензии по поводу наших учебников? Так они одобрены Советом Европы!» Хочу отметить, что не все немцы однозначно воспринимают ситуацию. Это больше относится к руководящей элите государств Европы, Америки. Могу сказать, что простые немцы все-таки чувствуют вину Германии за то, что у нас здесь происходило. Поэтому ставить знак равенства, что все немцы одинаковые, нельзя.
«СБ. Беларусь сегодня»:
— Странно, как быстро Украина забыла о зверствах фашистов на своих землях. Они выкалывали детям глаза, отрывали руки, насиловали женщин, давили танками, сжигали... И сегодня украинцы хотят вычеркнуть это из своей истории? Вспоминается великий педагог Василий Сухомлинский, который в годы войны ушел, оставив дома только-только родившую жену, добровольцем на фронт. Подо Ржевом его тяжело ранило. Когда он вернулся домой, то узнал, что его жену за связь с партизанами забрали в гестапо. Фашисты привязали младенца к ножке стула, а супругу долгое время истязали. Грозили убить младенца, если она не выдаст партизан. Когда женщина отказалась, то на ее глазах фашисты взяли ребенка за ножки и размозжили ему головку о стену. Это было на Харьковщине. И отсюда вопрос учителю истории: с какого класса вы бы рассказывали детям леденящие подробности фашистских зверств? Может, не стоит беречь их нежные души, а вот такими фактами вносить зарубки в их генетический код?
Владислав Бабич:
— Моя точка зрения как молодого педагога, что о страшных событиях можно детально рассказывать. Но точно не в младшей и даже не средней школе, а исключительно в старшей. Например, с 9-го класса, когда ученики уже смогут понять и осознать, что здесь происходило. Иначе может получиться, что мы только напугаем детей: они не примут это и более того, будут стараться избегать подобных тем. Существуют более щадящие методы. Например, в Клецком районе, где находится моя школа, есть сестра Хатыни — деревня Колки. В прошлом году, как раз 22 марта, мы ездили в Колки, встречались с единственной, тогда еще жившей бабушкой, которая нам рассказывала о тех событиях. Видели бы вы, какими глазами смотрели ребята на эту бабушку, как они ее слушали. А ведь она рассказывала, как, будучи совсем ребенком, сумела выбраться из горящего дома, который подожгли фашисты. Дети нашей школы в большинстве своем уже побывали в Хатыни, и в начале апреля мы планируем вновь посетить это скорбное место.
Вячеслав Селеменев:
— Я соглашусь со своим молодым коллегой. Не нужно этих громких ужасов фашизма. Мне недавно прислали письмо из Осиповичей, где школьники проследили судьбу своего района. Если конкретно зацепить факты, как немцы уничтожали все живое, причем в твоей деревне, твоем районе, — это станет мощным оружием против идей нацизма. Правда, мы упустили время, свидетелей почти не осталось, но уже как есть.
«СБ. Беларусь сегодня»:
— Действительно, ветеранов, очевидцев и свидетелей ужасов Великой Отечественной войны с каждым днем в Беларуси становится все меньше и меньше. 24 мая 2020 года на 87-м году жизни умер выживший в Хатыни Виктор Желобкович. В апреле исполнится год, как Генеральная прокуратура Беларуси возбудила дело по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период. К уже имеющимся фактам добавились новые, рассказывающие о злодеяниях нацистов на белорусских землях.
Вячеслав Селеменев:
— Сегодня мы однозначно можем сказать, что Артур Вильке, руководитель группы СД при батальоне Дирлевангера, не принимал участия в сожжении Хатыни. Хотя до этого было мнение, что он был в Хатыни и командовал ее сожжением. Найдена копия его дневника, в котором сделана запись, что 19 марта 1943 года он был отозван из батальона в Минск. Чего мы по сей день не знаем, хотя возможности для этого есть, так это послевоенную судьбу командира 118-го полицейского батальона майора Эриха Кернера.
Следователь Далидович, который вел дело 118-го полицейского батальона в 1970-е годы, беседуя с краеведом из Логойска Александром Павлюковичем, рассказал ему о допросе сожительницы Кернера Ядвиги Василевской.Василевская после того, как немцы отступили, уехала вместе с Кернером в Германию либо еще куда-то. В конце 1940-х Ядвига вернулась в Беларусь, а в 1970-х ее допросили. Она рассказала много интересного об Эрихе Кернере и почему вернулась на родину. Мы направили запрос в КГБ, чтобы нам позволили ознакомиться с допросом Василевской. Это же интереснейший момент — узнать судьбу командира батальона, который уничтожил Хатынь.
Вячеслав Данилович:
— Очень правильный момент, что Генеральной прокуратурой Республики Беларусь осуществляется расследование фактов геноцида. Крайне важно, что эта информация доносится до мировой общественности. И надо, что называется, тыкать носом Запад в факты, которые расследовала наша Генеральная прокуратура. Чтобы однажды не дошло до того, что приедет какой-нибудь западный товарищ и скажет: «Что вы тут мне рассказываете про геноцид. Его тут не было! Да мы тут просто пришли вас спасать от большевистского ига». Так они говорили во время войны.
Хочу отметить еще существенный момент. В Год исторической памяти, который у нас проходит, Глава государства подписал распоряжение о создании Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь. И именно в рамках этого совета действует Комиссия по внешнеполитическому сопровождению исторической политики, перед которой стоит задача продвижения на международном уровне признания факта геноцида белорусского народа.
Об этом нельзя молчать, и Украина — яркий пример того, к чему может привести умалчивание этих страшных фактов, которые были в том числе и на украинской земле. Поэтому мы должны бить во все колокола и сохранять эту память.В доперестроечные времена практически каждый школьник Беларуси побывал в Хатыни. Я помню, как сам в детстве посещал и Курган Славы, и Хатынь. Это были организованные поездки.
Ушла в небытие организованная система посещений мемориальных мест, связанных с событиями Великой Отечественной войны. И сейчас это все должно возродиться на системной основе. У нас есть утвержденная Советом Министров программа патриотического воспитания, в которой эти моменты предусматриваются. Важно, что работа по патриотическому воспитанию молодежи началась и идет. События в Украине подтолкнули нас к этому. Мы будем постепенно дальше двигаться и общими усилиями сможем сохранить нашу историческую память. Чтобы наши дети, внуки, правнуки помнили и о героизме предков, и о трагедии, которая была на нашей земле.
«СБ. Беларусь сегодня»:
— В 2021 году Хатынь посетило более 200 тысяч человек. На самом высоком уровне принято решение построить в Хатыни музей. 28 января этого года, отвечая на вопросы приглашенных на Послание белорусскому народу и Национальному собранию, Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил рассмотреть предложение объявить строительство музея в Хатыни всебелорусской молодежной стройкой. Артур Зельский уверен, что музей станет своеобразным окном в мир этой сожженной в марте 1943 года деревни.
Артур Зельский:
— «Хатынь» — это точно не праздная экскурсия. Да, сюда едут за эмоциями, но они не сиюминутные, они на всю жизнь. И однозначно посетителей, и особенно детей, надо готовить к посещению мемориального комплекса. Да, у нас с 2004 года есть документальная экспозиция. Она посещаема: люди приходят, смотрят и документы, и материалы, и фотографии. Но время диктует новые подходы с новыми формами.
Прежде чем ступить на улицы Хатыни, человек увидит инсталляции, погрузится в эту историю, осознает и увидит емко и сжато войну, ее ужас, горе, кровь, слезы, как итог — крах нацистской системы.Человек должен услышать аудиозапись голоса того же Виктора Желобковича или видеозапись Иосифа Каминского… (Цитата из речи Иосифа Каминского на открытии мемориального комплекса «Хатынь» 5 июля 1969 года вынесена в заголовок. — Прим. авт.) Это окажет большое воздействие. Музей не предполагается как некое огромное сооружение с большими залами. Отнюдь нет. Добавлю, что площадка еще не выбрана, но сам мемориал видоизменяться не будет.
Вячеслав Данилович:
— Есть разные мнения, в том числе и уважаемых историков, нужен музей в Хатыни или нет. Я абсолютно уверен, что музей должен быть. Чтобы сконцентрировать в себе информацию о трагедии белорусского народа, о геноциде. Потому что, невзирая на все попытки извне стереть из нашей памяти 260 лагерей смерти и немыслимое число сожженных деревень, мы должны сохранить это для потомков. И музей — именно то место, где посетитель, который, возможно, до этого ничего не знал о Хатыни, шаг за шагом, слово за словом, мысль за мыслью окунется в мир нашей трагедии. Мы должны так показать эти ужасающие факты, чтобы они трогали души. Чтобы люди прониклись тем, что когда-то было на нашей земле. Сейчас такое время, что музей надо создавать без всяких сомнений. И уж тем более что это будет молодежная стройка.
Владислав Бабич:
— Хочу отметить, что в последнее время Министерство образования много делает для воспитания патриотизма подрастающего поколения. Я, к примеру, с 2021 года являюсь руководителем военно-патриотического воспитания в школе. Мы регулярно проводим патриотические мероприятия — от посещения и уборки мест захоронений до создания на базе нашей сельской СШ (!) компьютерных игр. В частности, недавно создавали игру «Операция «Багратион». Если бы вы видели, как детей увлекает этот процесс! А ведь он дает толчок к изучению истории своей Родины.
Но хочу сказать следующее: если в школе детям будут говорить одно, а дома родители — противоположное, то от такого подхода будут страдать все. Патриотизм начинается с семьи. А семьи — это наши дедушки, прадедушки, бабушки…И я соглашусь со всеми уважаемыми присутствующими, что воспитание через изучение прошлого, возможно, героического своих родных и близких — лучшее из того, что может быть. Необходим комплексный подход. И мое мнение, что, если мы не хотим повторений Хатыни, патриотическое воспитание должно быть в нашей стране прописано на годы вперед.
«СБ. Беларусь сегодня»:
— 79 лет назад души 149 невинно сожженных жителей Хатыни, большая часть из которых были дети, вместе с пламенем вознеслись в небо. В память о них каждые 30 секунд на нашей земле раздается звон колоколов. Нежный, печальный и деликатный, но звучит он так, что души всех белорусов наполняются состраданием, болью и тревогой за будущее. Сегодня оно в наших руках, и мы должны сделать все, чтобы дети Хатыни, ее старики и женщины, когда мы однажды соединимся с ними на небесах, не спросили: «Неужели мы прошли через этот ужас напрасно?»
usachev@sb.by