«Любовь к природе, земле заложена во мне на генном уровне». У Владислава Цыдика есть многое, а не хватает одного — времени

Творческий путь Владислава Цыдика начался еще в 5-м классе, когда мальчишка получил в подарок от отца фотоаппарат «Смена». С тех пор, куда бы ни поворачивала его профессиональная дорога, не расставался с камерой. Через ее объектив он рассмотрел простые, но близкие и понятные каждому человеку сюжеты: уборку урожая, архитектурные сооружения, уникальные пейзажи, знаковые и памятные места Минска… И, конечно, обычных людей, сельчан. Тех, среди которых родился и вырос. 


До общения с автором фотокартин и встречи с ним на его персональной выставке «Бачу Беларусь такой» в Национальной академии наук Беларуси я плохо представляла, каким образом ученый-агроном и специалист в области госуправления совмещает работу и увлечение. Или фотография за полвека стала еще чем-то большим, встав в один ряд с профессией? На этот вопрос Владислав Станиславович ответил не задумываясь:

— Фотография давно перешла во что-то гораздо большее, чем увлечение или хобби. Я по жизни любил все прекрасное, да и вырос среди деревенских красот. Зеленый луг, река, лес… Краски яркие: там лядвенец ярко-желтым цветом распустился, там акация белая зацвела… Я хорошо знал окрестные леса, по деревьям легко определял, какие грибы под ними могут расти. Особенно любил березки, клены и липы, отец их посадил вокруг нашего участка. Самая любимая модель у меня как у фотографа — природа. Хотелось всю ее красоту оставить надолго в памяти, запечатлеть как кадр или картинку и показать другим. Годы-то меняют многое. И в моих Быльчицах была небольшая речушка, а сейчас все высохло и заросло травой. 

— Деревня Быльчицы Гродненского района — ваша малая родина. Недалеко от от нее — Цыдики. Они тоже как-то связаны с семейной историей?

— Папа родом оттуда. Дед Адам когда-то жил в этой деревне, потом построил хутор, куда с семьей переехал в 1929 году. На хуторе — а он относился уже к Быльчицам и находился где-то в 5 километрах от них — мои родители Станислав Адамович и Бронислава Петровна отмечали свадьбу. Там же в 1953 году и я родился. Вот такая история. С папой ездили на лошади за Цыдики на болото собирать орехи. В школу ходили за несколько километров от дома. Родители всегда предупреждали, чтобы шли не по одному, — волков в округе было много. Однажды мой отец едва не погиб, и мы с братом увидели стаю. Моя «однофамильная деревня» есть еще в Берестовицком районе.

— Родители были обыкновенными крестьянами?

— В принципе, да. Но нашу семью по тем временам называли куркулями. Держали двух коров, быка, телку, 25 овец, большое поголовье свиней, 2 лошади, кур. Папа воевал на фронте, после войны его работа была связана с защитой лесополосы вдоль железной дороги. В теплый период года он сажал деревья, культивировал их, землю пахал. В округе его уважали, с любой работой справлялся, помогал другим, особенно после войны, когда мужских рук не хватало. Мамочка имела 7 классов образования, грамотная по тем временам, но занималась домашним хозяйством. Нас, детей, у родителей было трое. Конечно, у каждого были свои обязанности. Кому колоть дрова, кому косить сено. Через крестьянский труд пришлось пройти в раннем детстве, а потому, что это такое, знаю не понаслышке. В студенческие годы подрабатывал тем, что ходил на сенокосы.

— Поэтому решили поступать в Гродненский сельхозинститут на агрономию?

— Нет, я очень любил спорт, даже позже стал бронзовым призером чемпионата СССР по легкой атлетике среди сельхозвузов, и поступил в Гродненский техникум физической культуры. Окончил его с отличием. Тогда меня стали агитировать на поступление во все институты, даже в медицинский и педагогический. Кстати, я и подал документы в пединститут, но вдруг передумал, забрал их и пошел в сельскохозяйственный. С годами понял: все мои специальности в совокупности пошли мне только на пользу. 

— А начинали свой трудовой путь с должности главного агронома колхоза...

— Это был «Х съезд Советов» Червенского района. Затем стал главным агрономом управления сельского хозяйства Червенского райисполкома. В 1986 году перешел в Министерство сельского хозяйства, через 12 лет уже работал в системе Комитета госконтроля. С 2000 года — начальником главного управления контроля за работой агропромышленного, лесохозяйственного и природоохранного комплексов, а с 2007-го — председателем Комитета госконтроля Минской области.


— Вспомнила фразу из любимой кинокомедии «Афоня»: «И как ты только, Борщев, все успеваешь? И в фонтаны нырять, и на танцах драться!» Как же при такой серьезной работе и занятости вы успевали еще заниматься фотографией и профессиональным спортом?

— Ездил везде, даже по работе, с камерой. Фанатично занимался фотографией. Но в связи с тем, что носил портфель, как говорится, не мог полностью посвятить себя этому делу. Зато ночами пропадал в лаборатории, проявляя пленку. Конечно, при любой возможности снимал какие-то спортивные моменты. Сейчас времени свободного больше на любимые занятия, хотя до сих пор возглавляю Минскую областную организацию Белорусской федерации легкой атлетики и лично выступаю на республиканских соревнованиях среди ветеранов, ездил в Италию на состязания. Мне 66 лет, но не представляю, как люди просиживают сутки у телевизора! Приятно, что есть силы и желание еще что-то делать и показывать. Мне не хватает времени, хочется успеть везде. Я с трассы еще не сошел.

— В ваших фотоработах четко переплетаются темы деревни, сельского труда и спорта. Три страсти, три любви?

— Наверное. Как бы то ни было, я — сельчанин. Не могу жить без земли, без живности. На даче держу курочек, собаку. Своими руками построил дом, помню, где вбит каждый гвоздик. Мне в удовольствие поколоть дрова, походить за плугом, печку протопить. За день иногда замотаешься и забудешь, ел или нет. Что касается фотографий, то, как я уже говорил, больше люблю природу, а в городе таких сюжетов нет. Это настоящая романтика. Специально сажусь в машину, беру камеру и куда-то выезжаю. Эта любовь заложена на генном уровне.

— На мой взгляд, если человек имеет творческую жилку, то она проявляется не в одном направлении. Думаю, что и у вас не обошлось дело только одной фотографией.

— Раньше в деревнях свадьбы играли по три дня. Я сидел все время рядом с музыкантами и, когда они играли, перебирал пальцами у себя на коленях. В деревне отцу говорили: «Твой сын будет музыкантом». До сих пор у меня дома хранится ленинградский баян, подаренный отцом в 1963 году. Он продал корову за 230 рублей, чтобы купить в Гродно инструмент. Помню, как он прямо с поезда принес его мне в поле, где я пас коров. Да, я занимался в школе в кружке по баяну, но не достиг в этом больших высот. 

— Скоро Новый год, а значит, новые планы и надежды...

— Их у меня много! Хотелось бы собрать информацию о роде Цыдиков, а он известен с 1415 года. Мечтаю издать книгу мудрых высказываний и фотоснимков белорусских современников на разную тематику. Конечно, в 2020 году появятся фотографии, которые, возможно, войдут в новый альбом. Пользуясь случаем, хотелось бы пожелать «Сельской газете» процветания и большого количества читателей. А им, в свою очередь, счастья, любви, здоровья, достатка и семейного благополучия. Пусть 2020-й принесет массу позитива и приятных событий, а каждый день наполняется радостью и любовью.

СПРАВКА «СГ»

Владислав Цыдик награжден медалями «За трудовые заслуги», Святителя Кирилла Туровского (Белорусской православной церкви), четырьмя юбилейными медалями, почетными грамотами Национальной академии наук Беларуси, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Национального собрания Респуб­лики Беларусь, Благодарностью Президента Беларуси.

Его первый дебют как фотохудожника состоялся в 2016 году, когда был издан фотоальбом «Зачараваны Беларуссю». Через два года вышел новый сборник «Бачу Беларусь такой», получивший первую премию Национального конкурса «Искусство книги». Фотовыставки Владислава Цыдика проходили в Национальной библиотеке Беларуси, Исполнительном комитете СНГ, Красном костеле, на II Европейских играх, в Казахстане и Дагестане.

chasovitina@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter