Несмотря на санкционное давление со стороны коллективного Запада на Беларусь, экономика нашей страны продемонстрировала хорошую устойчивость и адаптивность к внешним шокам. Негативные прогнозы зарубежных экспертов не сбылись. Обвала экономики и краха промышленности не произошло. Страна справилась с вызовами и дискриминационными мерами, применяемыми недружественными странами. Начиная с августа прошлого года отечественные предприятия начали прирастать. В том числе и в легкой промышленности. Как итог, вместо падения — рост практически по всем ключевым показателям. Что позволило отрасли справиться с внешним давлением и какой стратегии придерживается концерн «Беллегпром», спросили у его руководителя Татьяны Лугиной.
Успешная адаптация
— Татьяна Алексеевна, 2022 год был непростым для всей страны и для экономики в частности. Как адаптировались предприятия концерна к новым условиям и довольны ли вы итогами работы в прошлом году?
— Прошлый год начинался для нас традиционно успешно. И первые два месяца мы работали с хорошей динамикой. Росли показатели и по объемам выпускаемой продукции, и по экспорту. С марта полностью изменилась логистика поставки сырьевых и вспомогательных компонентов для производственной программы, неопределенность на рынках, которая отмечалась в апреле, — все это привело к падению по многим показателям. В первую очередь это коснулось предприятий, завязанных на импорте. Приходилось оперативно искать альтернативных поставщиков и заключать новые договоры по логистике. Тем не менее своевременные точечные решения Правительства помогли выправить ситуацию. С июня ситуация стабилизировалась, и ежемесячно до конца года отрасль показывала положительную динамику работы по всем показателям — и объемным, и качественным, и в части экспорта, и снижения запасов.
Легкая промышленность страны — это около 2 тысяч предприятий и 83 тысячи работающих. Они производят ткани всех видов и трикотажные полотна, пряжу, нетканые материалы, домашний текстиль, изделия медицинского назначения, белье, чулочно-носочные изделия, одежду всех видов, галантерею кожевенную и текстильную, обувь, фурнитуру, изделия из фарфора и другие виды продукции. Причем одежду — от детской и молодежной до делового стиля и со специальными свойствами (для работников МЧС, лесного хозяйства, силовых структур и т.д.). Спектр возможностей у легкой промышленности большой. Мы готовы обеспечить внутренний рынок любыми товарами, которые нужны потребителю. Сегодня уникальное время и уникальный шанс. Наверное, за последние десятилетия такого шанса увеличить свою долю пребывания на рынке не было. Это время насколько кризисное, настолько и уникальное в части возможностей.
Для эффективной работы в сфере легкой промышленности принято достаточно мер поддержки со стороны государства. Например, в части экспортного кредитования, регламентации ассортиментных перечней в розничных магазинах.
Что касается итогов за год, то могу сказать, что в целом сработали неплохо. По концерну темп роста экспорта составил 112,9 процента к уровню 2021 года. Для понимания, по итогам пяти месяцев темп составлял всего лишь 90 процентов. И то, что добавили практически 23 процента, — я считаю, прекрасная динамика. Основная задача была переориентировать потерю доли продаж в Украину и ЕС на рынки России, стран СНГ и ЕАЭС, а также дальней дуги. За счет этих рынков нам удалось не просесть по показателям.
Несколько слов о тенденциях, наметившихся в прошлом году. Активизировалась работа белорусских текстильных предприятий на российском рынке. Вырос спрос на продукцию домашнего текстиля. Причем существенно увеличилась реализация готовых изделий, а не тканей. Сегодня налаживаются кооперационные связи с зарубежными партнерами по пошиву такого ассортимента для последующего экспорта. Оршанский льнокомбинат, например, учтя этот тренд, оперативно заказал новое оборудование и уже в марте ожидает поставку автоматизированных линий по пошиву домашнего текстиля.
Что касается швейной отрасли, она как никогда находится на пике востребованности. Каждая швея на вес золота. Сегодня востребована любая продукция. Начиная от модной и классической, заканчивая пошивом спецодежды. Это связано с изменением мировой экономики и логистики. Поэтому многие предприятия пересматривают стратегию своего развития и расширяют кооперацию не только с зарубежными компаниями, но и с коллегами внутри страны. В России мы начали открывать мультибрендовые магазины и видим, что такой механизм эффективно работает по продвижению белорусской продукции.
— Сейчас главная задача — ни в коей мере не расслабляться, не терять ритма, драйва, той интенсивности как на производстве, так и на рынках, в коммуникациях, планах. Задачи поставлены на первый квартал. Есть целевые показатели, есть точечные параметры по каким-то предприятиям, где надо подтянуться. Одна из основных задач — обязательный рост заработной платы. Только за счет этого мы сможем сохранить и привлечь трудовые ресурсы в отрасль.
Теперь что касается проектов. Все помнят, что в прошлом году было принято решение о, скажем так, дополнении делового стиля одежды единым элементом школьной формы. Отмечу, что одеждой для школы — деловой и спортивной — предприятия концерна занимаются не первый год. Наша одежда для школьников пользуется популярностью не только у белорусов, но и в России. В этом году уже проделана большая работа: отшиты образцы коллекций, отсняты модели и почти готов каталог. Скоро представим и учреждениям образования, и торговым организациям все то, что мы готовы предложить для юных белорусов. Подчеркну, что предприятия концерна «Беллегпром» готовы выполнить любой заказ. К тому же у таких отечественных предприятий, как «Славянка», «Полесье» и «БелКредо», уже есть опыт работы по изготовлению формы или отдельных отличительных элементов одежды для учреждений образования.
Безусловно, будем активно принимать участие в выставочно-ярмарочной деятельности. В том числе и за рубежом. В частности, летом в Екатеринбурге на крупнейшей промышленной выставке «Иннопром» представим легкую промышленность Беларуси с показами модной одежды. Мы уже начали подготовку к ней.
Вверх по экспортной дуге
— Куда сегодня поставляется продукция белорусского легпрома и какая работа ведется по освоению новых рынков?
— Экспорт всегда был приоритетной задачей для предприятий концерна. Около 70 процентов выпускаемой продукции поставляется на внешний рынок. И несмотря на то что за последние десять месяцев на рынки Украины, Евросоюза и Америки Беларусь недопоставила продукцию на крупную сумму, ее удалось возместить. На эти рынки мы недопоставили продукции на сумму 30 миллионов долларов в эквиваленте. Это существенная цифра, но мы возместили сумму поставками нашей продукции на рынок России и стран Азиатского региона. Мы ее не только возместили, но и превысили на 16 миллионов долларов в эквиваленте. Темп отгрузки в Азиатский регион — 158 процентов. Это говорит о том, что сама ситуация заставила нас двигаться по-другому, думать по-другому и коммуницировать с коллегами по-другому. Трудное время — это окно возможностей.
Что касается других направлений, то, например, значительно увеличили объем поставок продукции на рынки Азии. Темп роста составил 137 процентов. Увеличили свое присутствие в Казахстане, Азербайджане, Армении. Новый рынок, на который мы до этого не поставляли, — Таджикистан. В разы возрос экспорт в Индию, увеличились поставки в Китай в четыре раза — за счет готовой кожи. Про Африку также думаем.
— Заслушивая ваш доклад в октябре прошлого года, Президент поставил ряд задач. В частности, занять нишу на российском рынке с учетом ухода зарубежных игроков и сокращения импорта. Как решается эта задача?
— Мы понимаем, что весь объем закрыть не сможем, но ряд значимых позиций способны заместить. Белорусские предприятия производят качественную, модную, доступную по цене одежду. Что касается российского рынка, то задачу, которая ставилась Правительством — нарастить темпы экспорта до 130 процентов, — мы выполнили. Из 85 регионов, которые отрабатывали, в 72 осуществляются поставки. В некоторые регионы, с которыми работали через дилеров, начали осуществлять прямые поставки, открыли и новые регионы. Но это не предел.
В 2022 году увеличился объем поставок в 57 регионов Российской Федерации, в том числе в дальние — Мурманскую область, Республику Коми, Иркутскую и Омскую области. Впервые появились товары белорусского легпрома в Алтайском крае, Калмыкии и Республике Тыва. Ключевые позиции экспорта — чулочно-носочные и корсетные изделия, ткани, пряжа, трикотаж и готовая одежда, обувь, ковры.
В планах также наращивать поставки продукции в Дагестан. В частности, Минское производственное кожевенное объединение подписало контракт на поставку кожевенного товара на 100 миллионов российских рублей.
Следует сказать, что предприятия концерна имеют сеть фирменных магазинов в России, например, «Конте», «Белвест» и «Милавица», в торговых объектах от Москвы до Новосибирска можно найти изделия Оршанского льнокомбината, Барановичского производственного хлопчатобумажного объединения, «Ленты», «Моготекса» и других. А «Свiтанак» по франшизе представляет в Санкт-Петербурге и Ленобласти одна из российских компаний.
У нас есть намерение не просто представлять продукцию, а создавать совместные производства. Во многих регионах хотят развивать занятость женской части населения. И легкая промышленность — та отрасль, где женщинам просто трудоустроиться. В частности, это касается Чечни, куда мы планируем в марте поехать в командировку со своими предложениями. И такое направление будем развивать в этом году по всей России.
Белорусское — значит модное
— Какая работа проводится по популяризации белорусских брендов легпрома среди населения?— Сегодня мы максимально задействуем для этих целей все социальные сети. Плюс активно присутствуем как в крупных зарубежных, так и в белорусских маркетплейсах. Многие предприятия с этим успешно справляются.
Все проекты, в которых участвуем или реализуем сами, помогают прививать любовь к нашему, белорусскому, — это и реконструкция Национального павильона Беларуси на ВДНХ в Москве, и фестиваль моды и стиля «LookБуг» в Бресте, республиканский конкурс «Мельница моды», фестиваль «Вытокi» и многие-многие другие.
Любовь к ассортименту легкой промышленности демонстрируют шоп-туры россиян, которые на протяжении всего прошлого года активно приезжали в Беларусь на отдых, а также поездки гостей из соседних стран по программе безвиза. По периметру северо-востока мы открыли много приграничных магазинов, которые рентабельно работают, представленная там продукция довольно востребована. Цена и качество у нас весьма гармонично сочетаются.
— Да, я очень люблю белорусскую одежду и ношу ее с удовольствием. Наши предприятия готовы удовлетворить вкусы даже самых изысканных модников. На рынке Беларуси любой покупатель может найти свой бренд, импонирующий ему по стилю. В последние годы мы отмечаем работу и креативность молодых дизайнеров. Они более смелые и решительные, через небольшие коллекции транслируют свое восприятие мира. Также мы видим положительные отзывы покупателей о модных оупенспейсах, которые есть в крупных торговых центрах.
Первый — значит лучший
— Как развивается бренд «Первый»? Поделитесь планами на этот год. Будут ли открыты новые магазины и как часто будут обновляться коллекции?
— Безусловно, бренд «Первый» будет развиваться дальше. Он зарекомендовал себя очень хорошо и продолжает радовать большим потребительским спросом. Один любопытный факт: каждый день совершаются покупки в магазинах с президентским мерчем. Это о многом говорит. Очень часто его приобретают на подарки зарубежные гости. Постоянно ведется работа над расширением ассортимента. Есть несколько идей, но о них мы пока не будем говорить. Очень хорошо зашел новогодний календарь. Вообще, такой проект сравним с работой ювелиров. Тут надо тонко чувствовать грань. Это не массмаркет. И мы ставку делаем на лимитированные серии. Это работа со штучным и эксклюзивным товаром. И это бренд для народа.