В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны хранятся интересные предметы военных лет: штык к русской винтовке и шнур для подрыва. Эти немые свидетели истории могут многое рассказать о подвигах Александра Азончика. Корреспондент «Р» побывала в музее и узнала подробности.
Судьба героя
Хорошо ходить по родной земле, когда знаешь, что она свободна. Александр Азончик в этом не сомневался. И когда в его размеренную жизнь ворвалась война, он не колеблясь ступил на партизанскую тропу, полную опасностей и смертельного риска. Это можно понять из его боевой характеристики. Читаешь ее и проникаешься истинным уважением. Из документа узнаю, что командир партизанского отряда «Патриот» Александр Азончик лично осуществил ряд ответственных операций, а созданный им отряд, руководителем которого он являлся, был грозой для фашистов.
Владимир Григорьев, старший научный сотрудник отдела истории партизанского движения Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, рассказывает:
— Александр Семенович за годы немецко-фашистской оккупации осуществил 439 боевых операций и пустил под откос 47 вражеских эшелонов. При подрывах, диверсиях и крушениях, обстрелах эшелонов и автомашин из засад, в стычках и в открытых боях отрядом уничтожено множество солдат и офицеров противника.
Подвигов не счесть!
С началом Великой Отечественной войны Александр Азончик отправился в райвоенкомат, чтобы вступить в Красную армию добровольцем, но в тот день райвоенкомат и все другие учреждения эвакуировались в тыл. Оставшись на оккупированной территории, уже 25 июня 1941 года он организовал и возглавил группу партизан из восьми местных жителей. К началу июля группа насчитывала 64 человека.
В книге «Люди легенд» говорится, что дом Александра Азончика находился в стороне от большой дороги. Это строение и стало постоянным местом сбора партизан.
1 июля 1941 года группа Александра Азончика провела первую боевую операцию. Разведчики донесли, что ночью по шоссе Вилейка — Долгиново пройдут вражеские колонны машин, груженные оружием и боеприпасами. На выполнение первого боевого задания Азончик взял 24 человека. Он понимал: осечки быть не должно. Ее и не случилось. В результате обстрела немецкой автоколонны на дороге Вилейка — Долгиново было убито 23 и ранено 29 немецко-фашистских захватчиков.
— Первый бой принес и первые трофеи: пистолет, планшетку, ремень с гранатами и бинокль, который Александр Азончик использовал всю войну, — рассказывает Владимир Григорьев. — В течение года партизаны пускали под откос железнодорожные составы, повреждали линии связи, сжигали мосты и склады, уничтожали автомашины противника. Отсутствие достаточного количества вооружения, боеприпасов и взрывчатки компенсировалось смекалкой и находчивостью храброго командира...
Боевые операции стали проводиться довольно часто. Азончик и его друзья действовали очень осторожно. Даже жители деревни не знали, кто стоит во главе партизанской группы.
Настоящий характер
Вскоре народная молва о смелых партизанских налетах командира Лялина (такое подпольное имя Александр Азончик взял в 1920-е годы, когда был участником национально-освободительного движения в Западной Беларуси) гремела далеко за границами района. Действовали малыми группами. Сам Александр брал на себя наиболее опасные задания. В начале августа он вместе со своим братом и односельчанином разрубил топором в пяти местах телефонный кабель, соединявший передовые немецкие части с командованием немецкой армии. Активность партизан каждый раз приводила фашистов в бешенство.
За весь период партизанской деятельности характерной чертой Александра Азончика было то, что он всегда первым показывал пример самоотверженной борьбы с врагом. Под его умелым руководством отряд успешно выполнил более четырех сотен боевых операций, при этом за 3 года немецко-фашистской оккупации Александру Семеновичу удалось сохранить жизни почти всех бойцов отряда. Он обладал сильной волей, был требователен к себе и к подчиненным, отличался редкой скромностью, был дисциплинирован, энергичен и находчив. Пользовался расположением и авторитетом среди подчиненных и местного населения.
«Эту опасную профессию подрывника я полюбил всей душой и отдался ей всем существом своим. Для меня в те годы не было более волшебно-привлекательного зрелища, как смотреть на дело рук своих — взрывы и крушения эшелонов, особенно с живой силой», — позже писал Александр Семенович. За успешное выполнение боевых заданий и умелое руководство отрядом ему командованием бригады вынесено 16 благодарностей. А 1 января 1944 года командиру отряда «Патриот» присвоено звание Героя Советского Союза. Медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина вместе с грамотой Александру Семеновичу Михаил Калинин вручил лично.
С использованием этого шнура было пущено под откос 40 эшелонов противника.
Важно сохранить
8 февраля 1995 года Александра Семеновича не стало. Память о нем и его подвигах для будущих поколений хранится в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. В зале № 7, посвященном партизанскому движению и антифашистской подпольной борьбе в Беларуси, экспонируются фотография и личные вещи героя. Среди них китель и шапка-буденновка. Буденновку Александр Семенович сшил себе сам из старой польской формы, в которой он в предвоенное время служил в польской армии. Буденновка как форменный головной убор бойца Рабоче-крестьянской Красной армии в период Гражданской войны стала для него символом приверженности советскому строю. Судя по всему, Александр Семенович был мастером на все руки. Китель он снял с убитого немца в сентябре 1941 года и также лично перешил, использовав пуговицы от польской военной шинели. Этот китель герой носил до момента соединения с Красной армией.
Есть в экспозиции и другие интересные вещи Александра Азончика, например самодельные ножницы для повреждения телефонных линий и бутылка-тайник, в которой он хранил документы отряда. Но особенно ценен штык к русской винтовке, который хранился у Александра Семеновича со времен Первой мировой войны. В начале Великой Отечественной он приделал к штыку металлическую ручку. В июле 1941 года этим штыком он заколол трех фашистов у себя в доме в деревне Ковенево Вилейского района.
А еще тот самый телефонный шнур, который был взят в качестве трофея 15 августа 1941 года при выполнении боевого задания по уничтожению телефонной связи. Им герой пользовался во время диверсий. Всего с использованием этого шнура было пущено под откос 40 эшелонов противника!
gorbatenko@sb.by