Фонды — лишь прикрытие
Это лишь несколько примеров из множества. Вот, например, Александр Фиков. Кандидат технических наук, доцент, а в прошлом — проректор по научной и учебно-методической работе одного из белорусских вузов. Его задержали зимой 2023 года. За финансирование экстремистской деятельности этот человек осужден на три года. Переводил деньги экстремистскому фонду небезызвестного Андрея Стрижака, который и сейчас призывает отправлять туда средства. Считается, что он через социальные сети занимался вербовкой, обучением и финансированием граждан нашей страны для участия в боевых действиях на территории Украины.Фиков донатил в фонд не методом «с карты на карту», а анонимными, как кажется многим, переводами в криптовалюте. Такой метод позиционируют так, что транзакция якобы останется незамеченной для белорусских правоохранительных органов. И все чаще профессиональные экстремисты настойчиво рекомендуют перечислять им именно виртуальные деньги. Но интернет, как говорится, помнит все. А способов и средств отследить маршруты переводов у следователей и оперативников достаточно. Сведения обо всех совершенных в криптовалюте транзакциях имеются в открытом доступе, еще есть инструменты, чтобы определить владельцев электронного кошелька. Как раз именно благодаря успешной работе правоохранителей движение средств мужчины и вычислили.
Александр Фиков.
Важно понимать, что вся деятельность подобных фондов — это поиск финансирования для совершенно неблагих целей.Во-первых, половина донатов разворовывается на личные нужды беглых. Во-вторых, нередко деньги граждан Беларуси уходят в разные организации на поддержку вооруженных формирований, которые воюют в Украине и вынашивают план вторжения в Беларусь для свержения власти. Получается, что, отправив деньги в фонды, которые в том числе спонсируют наемников, человек становится фигурантом уголовного дела.
Дмитрий Слук.
А вот еще один — Дмитрий Слук, временно неработающий. Жены и детей у него нет. Вел замкнутый образ жизни. Подробнее о его деятельности мне рассказал старший следователь следственного управления УСК по Минску Андрей Щеглов.
— Он был зарегистрирован на криптовалютной бирже. Здесь важный нюанс — на таких платформах виртуальный кошелек конкретному лицу не предоставляется, а он встроен в биржу, — отметил следователь. — Это не позволяет сразу идентифицировать лицо. Мужчина отправлял донаты так называемой инициативе «Киберпартизаны» (признана террористической в Беларуси). По итогу он перечислил 0,4 биткоина, в момент перевода это составило более двух тысяч долларов. Тут стоит сказать, что, предавая квалификации те или иные действия человека, мы в первую очередь изучаем его личность и степень его радикальной направленности. Впоследствии мы установили, что Слук следил за деятельностью данного формирования, поддерживал его, поэтому и отправлял деньги, — рассказал следователь.
По решению суда мужчина получил серьезный срок — 8,5 года лишения свободы.
Андрей Щеглов обращает внимание на еще одну немаловажную деталь: не имеет значения, когда организация признана экстремистской или террористической. Признание их таковыми — это итог деятельности, а не отправная точка для квалификации деяний. По закону ответственность наступает за финансирование деятельности, но никак не конкретного формирования.
Право на ошибку
А есть действительно и те, кто ошибся. Менеджера по продажам Егора Чирейчика, который задонатил в одну из экстремистских организаций 100 долларов, освободили от уголовной ответственности, дали возможность раскаяться и вернуться к жене и малолетнему ребенку.— У него был один платеж, а в ходе следственных мероприятий мы пришли к выводу, что он не радикал, а человек, который просто оступился. Он признал ошибку. Мужчина перечислил более 30 тысяч белорусских рублей на счет организации, которая взяла на себя хлопоты, связанные с воспитанием более 280 детей-сирот, — рассказал Андрей Щеглов.
Вот еще пример. Следственный комитет во взаимодействии с Департаментом финансовых расследований Комитета госконтроля установили некоего Александра Дорофеева, который в 2020 году задонатил более тысячи долларов на счет экстремистов. Что интересно, Дорофеев — гражданин Казахстана, и ничего общего с нашей страной до определенного момента не имел. По профессии он успешный айтишник, учился в престижных зарубежных вузах. В Беларусь переехал в 2019‑м — уж очень она ему понравилась. Но в 2020 году повелся на призывы и скинул беглым деньги. Его задержали. Однако уже на допросах Дорофеев признал вину, чистосердечно раскаялся и добровольно перечислил на расчетный счет Республиканского научно-практического центра детской онкологии, гематологии и иммунологии более миллиона белорусских рублей!
За финансирование экстремистских и террористических организаций в нашей стране предусмотрено серьезное наказание — вплоть до 15 лет лишения свободы. Вместе с тем законом в отдельных случаях предусмотрено освобождение от уголовной ответственности. Например, если человек своевременно заявил о содеянном, впервые совершил преступление или всячески способствовал его выявлению.Однако для тех, кто сознательно решил нарушить закон, никаких поблажек не будет. Начальник отдела следственного управления УСК по Минску Руслан Борисенко подчеркивает:
— Во взаимодействии с органами дознания с 2020 года следователями устанавливается и документируется деятельность по финансированию экстремистов и террористов, в том числе через криптовалюту. Сформирован банк данных лиц, причастных к ней как из числа граждан нашей страны, так и иных государств, в том числе постоянно проживающих за пределами Беларуси. Благодаря тесному и продуктивному взаимодействию СК с ДФР в материалах уголовного дела процессуально документируются криптовалютные операции с использованием подконтрольных террористам и экстремистам виртуальных кошельков. Успешно ведется работа по идентификации причастных к ним лиц и привлечению последних к уголовной ответственности.
А вообще, если у вас есть лишние деньги, лучше отдайте их на благотворительность или онкобольным детям, а не спонсируйте терроризм и экстремизм.
gotovko@sb.by